Выбор редакции

Усадьба купцов Понизовкиных

В селе с коммунистическим названием «Красный Профинтерн», что расположено в древних землях Ярославской области, стоит самый настоящий замок в псевдоготическом стиле. Говорят, что некто Никита Понизовкин из крестьянского роду разбогател да построил в этих местах паточный заводик. Затем завёл производство хмеля, потом огромный химзавод отстроил и исчез, оставив всё жене и детям. Жила семья безбедно и следующий Никита Понизовкин, который первому приходился внуком, решил справить для своей французской невесты подарок — настоящий замок посреди русских лесов да полей. Однако пожить в нём молодые так и не успели. Новая революционная власть разместила здесь школу.

Борисоглебский мужской монастырь на пути из Ростова в Углич

Величавый спящий богатырь, чью одежду потрепали ветра и дожди, но разбудить так и не смогли. Таким представляется Борисоглебский мужской монастырь, расположенный недалеко от Ростова. Этот комплекс напоминает скорее крепость, чем церковное заведение, толщина стен монастыря достигает трёх метров. Его история, начавшись в затёртые века с маленькой хижины двух отшельников на реке Устье, повидала немало событий и знаменитостей со страниц русских летописей. Он служил убежищем великим людям в стародавние времена и милицейским участком при советской власти. А сейчас он словно спит, утомившись от дел богатырских, ждёт, когда снова понадобится Руси его помощь.

Рыбинское водохранилище

Рукотворное пресноводное море, которое, если взглянуть на карту Ярославской область, занимает около 1/9 всей территории. Во времена советской власти для строительства гидроэлектростанции несколько рек были перекрыты плотинами и несколько лет территории затапливалась вместе со старинными деревнями, усадьбами и печально известным городом Молога, который сейчас принято обозначать точкой на водной глади. Место является популярным в туристической среде. Сюда стремятся любители таинственных древностей, в надежде увидеть своими глазами остовы церквей Мологи, торчащих из воды. Однако живописные руины над водой теперь можно увидеть только на фотографиях. Природа давно завершила то, что начал человек. Последние стен давно рухнули в воду под действием ветров и морозов.

Александрова гора, Синь-камень

Этот холм называют Александровой горой. По преданиям он имеет искусственное происхождение и был возведён над равниной по приказу самого Александра Невского. Где-то на его вершине, вплоть до XIII века, располагался и монастырь его имени, который светлый князь использовал в качестве загородной резиденции. Существование монастыря подтверждено в ходе археологических раскопок, однако его изображений не сохранилось. В народе поговаривают, что гора Александрова появилась здесь задолго до князя. Древние меряне называли это место Ярилиной Плешью и устраивали на его пологой вершине обрядовые действа в честь солнечного бога. А ещё в те времена на вершине холма стоял огромный камень — чудо природы. Доподлинно неизвестно его происхождение. Вероятно, его оставил в качестве подарка уползающий скандинавский ледник. Камень этот необыкновенного синеватого цвета считается точкой неведомой силы и с самого своего появления в Ярославских землях почитается народом как целебный. Его нельзя назвать чисто синим, название, по мнению историков, это камень получил не за цвет, он «имеет символическое значение и указывает на соотнесенность объекта с загробным  миром». Во времена своего стояния на горе Синь-камень поражал своими размерами: от двух до трёх метров в обхвате в разные стороны. Вес валуна около 12 тонн. Неудивительно, что его выбрали в качестве идола.

До прихода христианской веры, в которую местное население обращали почти принудительно, этот камень на холме мирно принимал своих поклонников, которые покрывали его цветами, ленточками и руническими надписями. Однако новым церковникам он сразу не полюбился, ибо олицетворял силу язычества. Но несмотря на все ухищрения, поток верующих в силу камня снизить они так и не смогли. Свергнуть древнего идола пытались трижды. Сначала, годе этак в 1152, его просто сбросили с вершины и прокляли, ведь «в нём же вселися демон, мечти творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсеивая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла». Однако тропа народная в камню не только не заросла, но стала ещё шире, ведь теперь для поклонения не нужно было забираться на холм. «И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть».  В начале XVII века на битву с камнем был послан из Ростова отец Ануфрий, который засучил рукава, взял лопату и закопал неугодного идола поглубже. Но лет через пятнадцать сама земля вытолкнула камень обратно на поверхность. Подивился весь люд мирской и опять потянулся к камню за исцелением. Подивились и церковники и столетия через полтора решили утопить ненавистный камень в Плещеевом озере. Вода выталкивала камень немного дольше, однако через 50 лет камень показался на берегу, где находится по сей день.

Сегодня представить себе всё величие природного объекта под названием Синий камень довольно сложно, ведь он постепенно, и на этот раз абсолютно самостоятельно, погружается в землю всё глубже и глубже. Аборигены говорят, что еще в 50-х годах прошлого века, он возвышался на берегу метра на полтора. Сейчас над землёй остаются около 30 сантиметров. Может устал древний идол за столько веков принимать неугомонных поклонников, которые до сих пор стремятся к нему за чудом? Ведь попросить чуда достаточно просто. Нужно снять обувь и постоять босыми ногами на синеватой поверхности несколько мгновений, ощущая его тепло. Камень излучает приятное тепло круглый год. Говорят, что даже в сильные морозы, снег на его поверхности тает. 

Но на мой взгляд, камень решил просто спрятаться от непомерной людской алчности. Ведь не так давно место вокруг камня огородили и начали продавать билеты. Стоимость просмотра природного чуда составляет 50 рублей. Объясняют это тем, что объект находится на территории природной охраняемой зоны «Плещеево озеро», причём вход на территорию самого заповедника составляет всего 20 рублей. А ещё на пути к заветному, нужно преодолеть ряд сувенирных свежесрубленных лавок. И по дороге к берегу озера, на ум вместо древних мерян и священных культов, приходит Остап Бендер. 

Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора, берег Плещеева озера, около села Городище

Координаты: 56° 47.050’N, 38° 49.489'E

Найти камень несложно, на Ярославском шоссе можно найти указатели для поворота

Трясловский камень

Чуть менее знаменитый, зато совершенно бесплатный собрат камня с Плещеева озера стоит недалеко от озера Неро, в уютной тихой роще, где деревья увиты разноцветными ленточками и тряпочками, что говорит о неистребимой в русском человеке вере в языческих богов. Из Переславль-Залесского района перебираемся в Ростовский. Стоит камень недалеко от разбросанных по бывшей ростовской губернии деревенек с мерянскими названиями Угодичи, Воробылово и Тряслово. Размером Трясловский синий камень немного поменьше, в длину в основании метра два с половиной, высоту около полутора. История его чуть более скромная, но не менее древняя. Камень этот по-другому кличут Велесовым, ведь по преданиям, в эпоху, когда на землях Ярославских обитал финно-угорский народ меря, стоял на этом камне идол бога Велеса — покровителя скотоводов, землепашцев и врачевателей. Может быть, поэтому дождевую воду, скапливающуюся в естественных лунках, образованных на камне самой природой, считали и считают целебной. В эти же лунки было принято складывать жертвоприношения. Приношения Велесу всегда были абсолютно безобидными: злаки, фрукты, овощи и монеты оставляли в лунках в знак прошения, а ленточку или тряпицу на дереве рядом завязывали в знак покаяния.

Ярославская обл., Ростовский р-н, около деревни Тряслово, 3,5 км на Северо-Восток

Координаты: 57°9'58"N 39°35’23"E

Тихонов камень

Дальше на север, почти посерёдке между Ярославлем и Угличем лежит камень-трансформер. Назвать его так можно не потому, что он визуально видоизменяется, а потому что без вмешательства человека перешёл из одной веры в другую.  Находится он в месте, называемом Тихонова пустынь, прямо у истока реки Свинцовки, в Большесельском районе. Его размер чуть больше Синего и Велесова собратьев: три в длину, два в ширину и полтора в высоту. В стародавние времена он также был священным капищем местного населения, однако  с приходом христианской веры на древние земли, поток людской к нему иссяк. История скрывает причину того, почему люди в этой части Ярославской земли приняли новую веру быстрее и легче. Однако тропинка к заветному камню постепенно заросла, отведя от бывшего идола праведный гнев новых священников. Крутой поворот в судьбе камня произошёл, когда в конце XVII века местный житель, занимаясь собирательством в лесах, узрел на камне знамение — икону святого Тихона, которая просто лежала в одном из углублений. Факт сей был тут же зафиксирован местным протоиереем: «…благочестивый крестьянин Николомолокшинского прихода искал грибы в лесу, а подойдя к давно известному Большому камню … увидел на нём икону с изображением семи ликов угодников божьих. Позднее выяснилось, что среди ликов в центре был лик св. Тихона Амафундского». И потянулась к камню вереница богомольцев да паломников. В результате их стало так много, что решено было поставить в этом месте часовенку, а называть его стали не иначе как Тихонова пустынь. Люди приходили к камню за исцелением, которое таилось в воде, накапливаемой в естественных каменных чашах. И на удивление, как знаки благодарности, здесь можно было увидеть одновременно и бумажные иконки, и ленточки среди ветвей деревьев. Причём картина эта смотрелась очень гармонично, ведь камень этот сам по себе, естественным образом, примирил две веры. После революции, в период безверия, часовенка постепенно разрушилась, однако за исцелением приходят по сей день.

Ярославская обл., Большесельский р-н, около деревни Березино, 2,5 км на Северо-Запад

Координаты: 57°35'18"N 38°50’19"E

Петухов камень

Петухов камень — ещё один каменный артефакт Ярославских земель — находится недалеко от Углича, на урочище Кека, в полукилометре от правого берега реки Корожечна, в довольно заболоченной местности. Этот серый гранитный великан, принесённый сюда ледниками, является самым большим из представленных, он достигает пяти метров в некоторых своих измерениях. А где-то на его поверхности ещё виден, хотя очень слабо различим, отпечаток огромной птичьей лапы длиной около 40 сантиметров. Историки спорят о происхождении этого символа, а местные жители рассказывают сразу две легенды. По первой версии, камень этот — место жительства гигантского петуха, который охраняет углицкие земли от ворогов всяческих. Как завидит он ворогов, так поднимается с камня и будит жителей на защиту, да и сам помогает защитникам своими огромными крылами. А когда беда проходит, петух возвращается обратно на камень. Ясно вспоминается знаменитый пушкинский Золотой петушок, уж очень образ похожий. Ну а по другой легенде, которую любят преимущественно местные селянки, этот камень — символ древней мерянской богини Агне-Патяй, которая родилась из яйца и у которой перед браком просят благополучия и детей. Но и те, и другие жители одинаково верят, что камень Петухов исполняет желания, если влезть на самый верх и прокричать его, что есть мочи.

Ярославская обл., Угличский р-н., около деревни Еросимово, порядка 400 метров на восток

Координаты: 57°31'43"N 38°14’42"E

Волхов камень

Также в районе города Углича расположен пятый исполин, размеры которого определить довольно сложно, большая его часть находится под водами реки Корожечна, прямо в её устье. Но специалисты говорят, что весит этот камень не менее 50 тонн. Говорят также, что под водой он стоит ещё на трех камнях. Если внимательно посмотреть с левого берега, в неспешном течении можно увидеть каменный горб, называемый Волховым камнем. Его название отношения к дозаветным богам не имеет, просто стояла недалеко деревенька Полховка, которая исчезла с лица земли еще в 30-е годы прошлого века, а название видоизменилось и осталось за камнем, сделав его монументом ушедшему. Говорила же я, на Ярославской земле ничто не исчезает бесследно! Облюбовали камень сей не боги, а местные русалки, также местная молодёжь, что по сей день любит отмечать у камня этого древний языческий, но такой любимый, праздник — ночь на Ивана Купалу. Девушки по-прежнему поют тягучие песни и плетут ароматные венки, отпуская их потом в воду с заветным желанием. А юноши разводят жаркие костры, чтобы испытать древний огненный азарт, а затем присоединиться к своим подругам в хороводе. Ну а для самых терпеливых, из тех, кто надеется отыскать цветок папоротника и способен просидеть неподвижно долгое время, в полночь сможет увидеть, как на Волхов камень из воды появляется русалка и долго расчёсывает в лунном свете свои длинные волосы. В этот момент её можно смело спрашивать о своем будущем и услышать в ответ всю правду нежным шёпотом.

Ярославская обл., Угличский р-н, между деревнями Бурмасово и дер. Спасское, в устье реки Корожечны, около 5-10 метров от левого берега

Координаты: 57°32'9"N 38°12'3"E

Берендеево болото

Если проехать Переславль-Залесский и двинутся на самую южную границу Ярославских земель, можно попасть в ещё одну сказку, о которой слышал, наверное, каждый. То ли сказка это была про девочку Снегурочку, то ли быль, но по данным старых энциклопедических словарей «в Александровском уезде, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4-5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей». Сейчас здесь находится знаменитое и жутковатое Берендеево болото, хранящее под топкими моховыми кочками, несметные сокровища. Искать их начали ещё в XIX веке и даже нашли некоторые признаки существование в этих местах небольшого городка. Однако позже легенды о царе Берендее, его золотом дворце и карете из исторических документов перекочевали в записи собирателей областного фольклора и на страницы книг знаменитых русских писателей, ведь в этих местах бывали и Островский, и Пришвин. Доподлинно известно лишь одно, было на этом месте древнее озеро. Стояло на том озере маленькое поселение. В поселении том, в середине древнего капища, находился знаменитый идол под названием «Каменная баба». Говорят, что её примерные размеры составляли 2 х 2,5 х 1,5 метра. Говорят даже, что «баба» та была синего цвета, как прочие каменные артефакты этих краёв. А по легенде: утонул в озере том сын «каменной бабы» и, не найдя его в холодных водах, прокляла она озеро самым страшным проклятием. Вот озеро то за несколько тысячелетий окончательно и стало топким болотом, от поселения остались легенды да слухи о размерах его и величии, а каменную бабу хотели разобрать на фундаменты для местных церквей, но она рассыпалась на кусочки. Им и поклонялись местные жители ещё очень долгое время. «Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб». Чтобы отогнать напасти «нечистого места», каждый год 1 июля, вокруг болота совершается большой крестный ход. В ходе разработки торфяников в 60-70-е годы прошлого века в этих местах было обнаружено несколько памятников эпохи мезолита, которые не имеют никакого отношения ни к легендам о Берендее, ни к народу меря. Однако до сих пор приезжающих туристов местные жители предостерегают от походов по тому району, ведь на болоте, даже самом обыкновенном, можно легко заблудиться, а на уж сакральном и подавно.

Как добраться

Ярославская область, Переславский район

Посёлок Волчья гора, около 2 км на юг, юго-восток.

Рыбинское водохранилище. Молога

Неразделима и другая пара, на этот раз абсолютно реальная: печально известный город Молога и Рыбинское водохранилище, поглотившее его около 70 лет назад. Это яркий пример того, как безжалостны бывают новые веянья к старине, создававшейся веками. Мне сложно судить, будет ли человек, стоящий на берегу водохранилища и не знающий историю его появления, испытывать ту же тоску, что сейчас разливается внутри меня. Это история разрушенных судеб, судеб тех, кто здесь жил и был вынужден покинуть родные края навсегда. И судеб тех, кто трудился, создавая новый мир в красных тонах, ценой собственной жизни. Не одна только Молога покоится сейчас под этими тихими водами, затоплено было сразу несколько городков и деревень, старинные усадьбы и монастырские поселения. Целый край, тихий, мирный, плодородный, хлебосольный, купеческий, оказался неугоден новой власти, пал жертвой грандиозных проектов в попытке подчинить саму природу. Этот край был душою здешних земель, а Молога — ровесницей Москвы. Вы слышите, под рукотворным морем всё ещё шумят тысячи голосов — это открывается самая большая ярмарка в Верхнем Поволжье, куда стекаются многочисленные купцы со всего света. К пристани один за другим причаливают их расписные корабли: и русские, и заморские. И даже в неярмарочные дни здесь кипит жизнь, ведь Молога являлась, на мой взгляд, образцово-показательным городком: здесь было всё для тихой мирской жизни — от хорошего образования до образцовых производств. Я не удивилась бы тому, что сложись судьба этого уезда по-другому, Молога и деревеньки вокруг неё наверняка стали бы одной из жемчужин знаменитого Золотого кольца и экскурсоводы с важным видом рассказывали бы о купеческой Руси именно на её примере. Сегодня учёные продолжают бурно спорить о необходимости реализации этого проекта, ведь погубили чудный городок не точные расчёты кубометров, а неистребимое коммунистическое желание всё делать быстрее, выше сильнее. Какие-то четыре метра высоты, приписанные к уже просчитанному проекту, и Молога могла бы остаться в истории уезда, островом в новом советском море. Но «мы старый мир разрушим до основания, а затем...». 

Сейчас Рыбинское водохранилище стремительно мелеет и некогда покорённая вода отступает обратно в мелкие речушки и водоёмы, а над её поверхностью также медленно обнажаются печальные фундаменты домов и церквей, пристани и куски мощёных мостовых. Долгое время в Интернете ходили фотографии романтических церковных остовов, возвышающихся над водной гладью, а истории переселения приписывались ужасающие факты о тех, кто не захотел покидать и переносить свои дома и был заживо затоплен вместе с ними. И то, и другое не более, чем выдумки. Все неперевезённые здания в Мологе были либо взорваны, либо давно рухнули под воду вследствие самых естественных природных причин. То, что не разрушил человек, давно уничтожено ветрами и морозами. Не летают над здешними водами и души невинно убиенных. Затопление происходило в течение нескольких лет и всё это время жителей города медленно расселяли по окрестностям вместе с домами. Поэтому, стоя на берегу, можно только подключить воображение и взять в руки старые фотографии начала ХХ века, чтобы понять, какой была Молога. Мимо меня пронеслась очередная лодка с туристами, курс которой явно лежит в сторону самого большого выступающего фрагмента бывшего города. Да, туристов здесь не мало, желание прикоснуться к тайне в природе человека. Наверное, я вас разочарую, но даже обладая богатым воображением, вы не найдёте здесь ему подпитки. Здесь нет ни устрашающих тайн, ни неразрешённых загадок. Просто симпатичный городок был смыт с лица земли ходом истории, и на его месте над водами поселилась вечная тоска.

Как добраться

Рыбинск

Трассы Р104, Р151. 86 км от трассы М8 (Ярославль).

Поезда и электрички из Москвы, Ярославля, Петербурга…

Автобусы из Москвы и Ярославля.

Фроловский блудный лес

Для тех, кто хочет найти в этих местах истории, будоражащие кровь, можно подняться вверх по Волге, от Рыбинского водохранилища в сторону города Мышкина. Где-то посередине пути в лесах затерялись деревня Ташлыки и село Фроловское. Говорят, что потеряться здесь может каждый. Недаром местное болото называют не иначе, как Фроловский блудный лес. На первый взгляд, болото как болото. Вечно квакающее и жужжащее уныние природы с тоненькими деревцами и влажными мшистыми кочками. Однако говорят, что болото это особенное. Оно находится в аномальной треугольной зоне, и ни один компас не спасёт ни заезжего туриста, ни местного грибника. Жители окрестных деревень стараются обходить это болото стороной, но есть и отчаянные, которые делают попытки организовать в таинственный лес самостоятельные экспедиции. Результат всегда один — люди теряют всякие ориентиры, компасы перестают работать и время похода увеличивается в разы. Люди просто кружат по одному и тому же месту по несколько часов, как говорится, меж трёх берез можно заблудиться. Научно это место никогда не изучалось. По местным легендам, в стародавние времена здесь произошла большая, да позабывая битва и души солдат не могут найти покоя, поскольку остались незахороненными. На самом деле это место может быть простой магнитной аномалией, коих много разбросано по всей стране. Если вас интересует конкретная ярославская, то нужно будет сделать порядка тридцати километров от Мышкина, а дальше местные жители просто махнут вам рукой в нужную сторону.

Как добраться

Порядка 20-25 км от Мышкина на северо-запад. Попасть в Мышкин на автомобиле со стороны Москвы можно летом — через Ярославль и Рыбинск, используя паромную переправу. Переправа работает с 6:00 до 22:00 летом (осенью время работы сокращается). Зимой (как и в любое другое время года) — через Углич (по плотине Угличской ГЭС).

Ж/д станция Волга. От неё по просёлочным дорогам порядка 15-20 км на юго-запад.

В Мышкине имеется речная пассажирская пристань, принимающая круизные теплоходы.