Царские бани Царского Села

Санкт-Петербург Достопримечательности

Царские бани Царского Села

«Пандус возле Камероновой галереи в Царскосельском парке» В.П. Петров (Эрмитаж)

Екатерининский парк Царского Села славится не только огромным дворцовым комплексом и регулярным парком, но также многочисленными забавными строениями, которые расположены в разных его частях. Каждое из них уникально и заслуживает отдельной истории, как например уникальный банный комплекс, созданный для императорской семьи и их придворных.

Несохранившиеся банные здания Царскосельского и Баболовского парков. Царь-ванна

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле. Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля и была разобрана при перестройке дворца. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать. По сей день среди руин дворца-дачи светлейшего князя Г. А. Потёмкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Четыре бани императорского банного комплекса

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), проект которых принадлежит придворному архитектору И. В. Неелову, римские термы шотландского архитектора Ч. Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня, построенная обрусевшим архитектором И. А. Монигетти (1850—1852 гг.).

Водоснабжение Царского Cела

Главным врагом осуществления проектов была сама природа, ведь Екатерининский парк и прилегающие территории были очень бедны водой. Долгое время дворцовый комплекс снабжался из Виттоловского водопровода, но чем больше строений появлялось, чем больше прудов придумывала императрица в своём парке, чем больше придворных выезжало в летнюю резиденцию, тем острее вставал вопрос водоснабжения. И речь о строительстве бань и купален, для которых требовалась специальная система труб, колодцев и насосных станций, даже не велась. В 1773 году в Царском Селе началось строительство нового водопровода с забором воды в реке Тайцы и Таицких ключах. Работы велись почти 14 лет, однако Таицкий водопровод уже в скором времени позволил начать возведение двух новых бань для нужд членов императорской семьи и их придворных. Их называли «Верхняя и нижняя ванны», они были созданы по проекту Ильи Васильевича Неелова.

«Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств»

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их Высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля. Архитектор Илья Неелов только что вернулся из Италии, где был избран членом Болонской Пио-Клементинской Академии, поэтому в ранних своих работах он руководствовался «простотой, изяществом и достоинством» классической итальянской архитектурной школы. За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах. Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Вода поступала из строящегося Таицкого водопровода, она считалась целебной и особенно подходящей для банных процедур. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», немецкого происхождения, но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин. Инженерная начинка здания несколько раз реконструировалась и совершенствовалась, пока в 1911 году Николай II не распорядился приспособить Мыльню «под помещения, учреждённого с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села».

«Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня»

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров. Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены. Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две. Вода поступала в Кавалерскую мыльню также из самотечного Таицкого водопровода. Специально для этих целей из Каскадного канала был проложен деревянный отвод, который переходил в оловянные водопроводные трубы, по ним вода поступала в водогрейные котлы и краны. «Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании». Этот небольшой банный комплекс придворные активно использовали вплоть до революции 1917 года.

«Холодные бани»

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал», в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов».

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле,  который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями», с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна», которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть», — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.

Турецкая баня

Последним строением банного комплекса Царского Села стала Турецкая баня на западном берегу Большого пруда. Она создавалась по распоряжению Николая I как памятник в честь заключения мира в русско-турецкой войне и с использованием «мраморных деталей павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль, вывезенных в качестве трофеев из Адрианополя». Проект создал молодой архитектор И. А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть, мрамор из которой был доставлен в царскую резиденцию под Петербургом. А место для будущей бани выбрал лично император. В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Для нагревания в них воды до разных температур предполагалось создать специальный резервуар с водой и топку. В хаммаме горячий пар должен был естественным образом образовывать капли, стекающие по стенам. 30 апреля Монигетти получил «Высочайше утверждённый план с означением на оном карандашом места, на котором должна быть построена Турецкая ванна». Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем. «Работы по сей ванне произведены с надлежащею прочностью и чистотою, а внутренние украшения с особенною изящностию из лучших материалов, согласно смете и утвержденному проэкту» ещё два года спустя засвидетельствовала приёмная комиссия Министерства императорского двора. Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления! Документальных свидетельств причины такого решения не сохранилось, Турецкая баня в Царском Селе никогда не использовалась по назначению. К концу 1853 года Николай I закончил выбирать предметы мебели и украшений, а также «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани». После чего изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.

Царскосельский банный комплекс по сей день является, пожалуй, самым дорогим и изысканным в мире, построенным для личного пользования одной семьи. Он стал также и своеобразным памятником передовой архитектуры и инженерии своего времени.

22.05.2018 Курская область
Достопримечательности
17.05.2018 Сортавала
Достопримечательности
15.05.2018 Борисоглебск
10.05.2018 Вся Россия
Экскурсии

Единственная официальная экскурсия по крышам

Красиво, познавательно и совершенно безопасно для здоровья. В Петербурге открыто легальное посещение крыш.

24.04.2017 Санкт-Петербург, Ленинградская область

Здесь был Ленин

Большой межмузейный фестиваль, связанный с жизнью Владимира Ильича Ленина, стартовал в Петербурге в день его рождения и продлится до 10 мая.

18.04.2017 Санкт-Петербург

Навигация под снегом и морозные фонтаны

Петербург всю неделю усиленно заносит снегом, а температура не поднимается выше нуля, зато можно увидеть фонтаны под снегом и прокатиться по рекам и каналам среди последних льдин.

21.03.2017 Санкт-Петербург

Любовные истории города на Неве

Самые запутанные исторические любовные истории и треугольники легли в основу новых туристических романтических маршрутов по Петербургу, которые стартуют этой весной.

08.02.2017 Санкт-Петербург

Свет прогонит зиму в Царском Селе

Яркими огнями вспыхнут аллеи Екатерининского парка, в Царском Селе пройдёт световое шоу. Посетить его можно совершенно бесплатно.