Дома знаменитостей Липецкой области. Часть вторая, юго-западная

Липецкая область Достопримечательности

Дома знаменитостей Липецкой области. Часть вторая, юго-западная

Место, где родился Прутков—Монастырь, где жил Горький—Дом, где родился Задонский—Дом, где жил Мандельштам—Город, где бывал Платонов.

Выходные приближаются стремительно, и это значит, что я смогу продолжить свой культурный пробег по Липецкой области. С прошлой поездки у меня осталось чёткое понимание того, что «объять необъятное» возможно, однако удовольствие от однодневной поездки сразу в несколько мест может быть подпорчено усталостью. Поэтому в уже сформированную программу второй поездки я наметила всего два населённых пункта: Долгоруково и Задонск, потому что концентрация знаменитостей на километр липецкой земли здесь гораздо выше. Итак, уже завтра меня ждут в гости Прутков, Горький, Задонский, Мандельштам, Платонов.

Место, где родился Прутков (Долгоруково)

Монастырь, где жил Горький (Задонск)

Дом, где родился Задонский (Задонск)

Дом, где жил Мандельштам (Задонск)

Город, где бывал Платонов (Задонск)

Самой дальней точкой на моём маршруте станет посёлок Долгоруково. Начну уже традиционно с небольшого описания дороги. Из Липецка в Долгоруково на машине можно попасть двумя путями: через Елец и через Задонск. Поскольку второй вариант немного короче, вполне разумно выбрать его. Навигатор уверенно показывает расстояние в 114 километров и время в пути около двух часов без пробок. Ещё полчаса накидываю сверху, не потому что боюсь пробок в Липецкой области, а потому что не уверена в качестве дорог, ведь большая часть пути пройдёт по сельской местности.

Стартую в начале девятого. Липецк покидаю по Воронежскому шоссе, которое плавно переходит в трассу А133. По ней двигаюсь до появления по левую руку села Стебаева. Ровно посередине этого села поворачиваю вправо, чтобы проследовать до Задонска через несколько деревень. Задонск находится примерно на полдороги. В сам город въезжать не буду, чтобы не терять время. Тем более, что сюда я сегодня ещё вернусь. Перед рекой ухожу налево, в сторону трассы «Дон». Пересекаю сначала трассу, а потом и сам Дон в районе села Замятино. За окном потянулись Балахна, Калабино и т.д., вплоть до села Екатериновка, которое граничит с Долгоруково. В итоге у меня получилось 2 часа 10 минут. На часах половина одиннадцатого утра, но я знаю, что заветный музей должен быть открыт с 8:00. Выезжаю из Екатериновки, вдоль железнодорожных путей до местной автостанции, затем два дома направо и один налево.

Место, где родился Прутков

Вот и он — самый авангардный музей Липецкой области под названием «Край Долгоруковский». Кустарная аллегория всех разорённых русских усадеб, неспешный быт которых оказался не готов к новому времени и растворился в нём, кирпичик за кирпичиком, которые раскрепощенные крестьяне растащили по окрестностям. Глядя на фасад музея, складывается впечатление, что именно по кирпичику он и был собран обратно. Вот только кирпичики эти оказались от разных головоломок и сложены были в угоду причудам незаурядного ума. 

Главное разочарование дня — музей закрыт. Настоящий эпик фэйл для бывалого туриста. Дорогу посмотрела, информации начиталась, а то, что открывают музей только для заранее согласованных экскурсионных групп — не увидела. Однако передо мной необычное здание и причудливый сад, а я вооружена камерой и историями, поэтому прогуляюсь вокруг и не буду расстраиваться. 

Итак, жил да был простой деревенский парень Иван Христенко, который уехал из родной Липецкой области учиться в МГУ на юридическом факультете. Вернулся на родину по распределению и сразу прославился профессионализмом и умением находить решения для самых запутанных обстоятельств. Однажды из столицы пришло распоряжение пренепременно создать в этой местности краеведческий музей. Раз поручение было архисложным для властей — то его перепоручили Ивану Христенко. Он взялся за новое дело с огромным энтузиазмом и оставил юридическую практику. Даже когда местные власти забросили музейный проект, он продолжал упорно создавать своё собственное, причудливое видение истории России и родного края. Говорят, что в одной из комнат, внутри музея, висят друг напротив друга иконы и портреты вождей коммунизма.

В окна заглядывать не буду, но с удовольствием рассмотрю большие и малые скульптуры в саду, где они живописно перемежаются с клумбами, досками, арматурой и битым кирпичом. Дело в том, что когда-то на территории Долгоруковского района жили выдающиеся представители русской культуры и светского общества. Поэтому из-под ели слева на меня смотрят бетонные князь Долгоруков и графиня Разумовская-Перовская-Жемчужникова. За поворотом неожиданно наталкиваюсь на бюст Владимира Ильича. Но главный, горячо любимый персонаж хозяина музея, это Козьма Прутков. Тот самый великий русский насмешник и автор многочисленных крылатых выражений, который имел детальную биографию, портретное изображение, но не имел физической оболочки. Под маской Пруткова отсроумничали трое братьев Жемчужниковых и их кузен Алексей Толстой. Поэтому центральное место в сюрреалистическом музейном саду занимает башня, где сидит Козьма Прутков и печально смотрит вдаль. В этой скульптуре, как и в любой что делали для музея, заложен тайный смысл. Прутков печально смотрит в поле. Туда, где близ села Вязовое, в деревне Павловка, находилось родовое имение братьев Жемчужниковых. В этом имении проводил лето Толстой, в этом имении появился на свет Прутков, это имение разобрали на кирпичи революционные крестьянские руки. Поэтому сегодня именно музей «Край Долгоруковский» можно назвать домом Козьмы Пруткова. Воистину история полна иронии, а «глядя на мир, нельзя не удивляться»! И этот час у закрытого музея я провела не зря.

Музей-усадьба «Край Долгоруковский» находится по адресу: ул. Лихачёва, 24.

Точные координаты: 52°19'26.8"N 38°21'35.3"E. В пяти минутах ходьбы от автостанции Долгоруково. Ежедневно с 8:00 до 17:00, кроме понедельника.

Внимание: только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности!

Возвращаюсь в Задонск тем же путём, что и приехала. В тихом городке на берегу легендарной реки меня интересуют сразу четыре персонажа, история жизни которых была, надолго или на миг, переплетена с этими улицами, домами, церквями. Теперь сам город должен рассказать мне истории о Горьком, Мандельштаме, Задонском и Платонове.

Монастырь, где жил Горький

Въезжаю в Задонск по улице Крупской, и после кругового движения вокруг местного торгового центра с фонтаном упираюсь в улицу Коммуны. Передо мной главный красавец здешних мест — Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, который был заложен старцами-монахами Кириллом и Герасимом в 1610 году. Самые первые деревянные постройки давно сгорели или обветшали с течением времени. Тот великолепный архитектурный ансамбль, который виден сегодня почти с любой точки города, появился лишь во второй половине XIX века, благодаря известным петербургским и воронежским архитекторам. Площадь монастыря достаточно большая, чтобы разместить четыре церкви, Собор Владимирской иконы Богоматери, церковь с колокольней, надвратную часовню и часовню-купальню, а также трапезный корпус. Хотя до революции здесь находились также гостиница для паломников, больница с аптекой, приходская школа, два кирпичных завода и один свечной.

Особенно сильное впечатление производит Собор — сине-бело-голубые стрелы арок, уходящие в небо, и пять золотых луковок. Я не уверена, что этот Собор выглядел также в конце XIX века, но думаю, что на Максима Горького он произвёл не меньшее впечатление. Горький вошёл в Задонск летом 1891 года, в поисках ответов на вопросы о незримых силах, существующих в этом мире и неподвластных людям. Будущий основоположник советского соцреализма прожил в Богородицком монастыре некоторое время, помогая монахам в ежедневных заботах и развлекая их светскими историями. Но главным событием того периода жизни писателя стала его встреча со знаменитым затворником Георгием Задонским, который жил в склепе под храмом. Они беседовали не единожды и всякий раз Горький возвращался от старца в задумчивости. Спустя пять лет на свет появится рассказ «У схимника».

«Он был там, в земле, под храмом, в котором каждый день многие души, молясь, изнывали под тяжестью грехов своих, и мне казалось, что вся масса их страданий и скорбей падает сквозь отверстия в полу храма в сырой склеп подвижника, падает и давит собою дряблое тело его. И он молится денно и нощно за этих людей, собирающихся в храме над ним, молится за них к Богу, Господину своему, в силу и благость которого — он непоколебимо верует, — молится из-под земли и уверен, что молитва его дойдёт до небес». По мнению биографов Максима Горького, писатель не только не нашёл утешения и ответов на свои вопросы после встреч со святым старцем, но стал ярым атеистом и членом Союза воинствующих безбожников.

Дом, где родился Задонский

Я же покидаю территорию монастыря после неспешного получасового брожения и в умиротворенном состоянии, именно так на меня всегда действует запах ладана. До следующего объекта совсем недалеко, только улицу перейти. Задонский монастырь находится по адресу: ул. Коммуны, 16, а небольшой домик, к которому я сейчас двигаюсь, расположен на улице Коммуны, 23.

Одноэтажное кирпичное здание, выкрашенное в белый цвет. Пять окошек невысоко над землёй, входная дермантиновая дверь, кованый козырёк над крыльцом и красивые старинные деревянные въездные ворота во двор. По сегодняшним меркам даже представить себе сложно, что в таком доме на рубеже XIX-ХХ веков мог жить городской глава и купец первой гильдии. Однако это правда.

Летом 1900 года у уважаемого купца и горожанина, главы Задонска Алексея Николаевича Коптева родился сын, которого назвали в честь деда Николаем. Николай прожил в этом доме недолго, до гимназических лет. Дело отца продолжать не хотел, поэтому сбежал в 16 лет из дома, чтобы поступить на работу в типографию. Его страстью стала журналистика. За шесть первых лет он написал около двух тысяч материалов для местных изданий. Затем стали появляться стихи и пьесы. Но полагаю, что его истинное призвание открылось, когда переплелись его любовь к истории и детальным подробностям сюжетов. Начиная с 30-х годов, одна за одной из-под не устающего пера, выходили потрясающие исторические хроники — «Мазепа», «Денис Давыдов», «Жизнь Муравьева», «Внук декабриста», «Донская либерия», «Тайны времен минувших». Но разве кто-то знает писателя Коптева, родом из Задонска? — и сама себе отрицательно качаю головой. Он взял себе псевдоним по названию города своего детства. Вот и табличка на доме передо мной гласит: «Здесь родился и провёл детские годы писатель Николай Алексеевич Задонский». И очень хочется добавить — лучший в своём деле: поэт, драматург, историк, журналист.

Дом, где жил Мандельштам

Следующей точкой на моей личной литературной карте Задонска стал дом, в котором летом 1936 года жил в ссылке опальный поэт Осип Мандельштам с женой. От дома Николая Задонского это совсем недалеко, поэтому машина пусть отдохнёт на стоянке, а я отдохну на прогулке. Возвращаюсь к монастырю и поворачиваю налево, на длинную улицу Карла Маркса, которая раньше называлась Дворянской и запомнилась Мандельштаму, как «отличная монастырская дорога, усаженная деревьями, кажется тополями».

Город по-прежнему полон зелени. На улице имени Маркса пешеходная зона отгорожена от проезжей части деревьями и кустарниками. Справа меня провожают взглядами уютные деревенские домики.

«Его холмы к далёкой цели 
Стогами лёгкими летели, 
Его дорог степной бульвар 
Как ряд шатров в тенистый жар, 
И на пожар рванулась ива, 
А тополь встал самолюбиво»
.

Вот и он, тот тополь, который многочисленные исследователи творчества поэта называют «тополем Мандельштама». Крона дерева давно спилена из-за ветхости, поэтому тополь напоминает скорее руку, торчащую из земли. Своеобразный исторический памятник. Говорят, что при жизни поэта здесь росла ещё и ива, которую срубили пару-тройку лет назад. За тополем стоит железный заборчик с табличками: дом № 10 и «Продаётся». Я знала, что здесь нет мемориального музея, но это слово было печально увидеть. 

Забор заканчивается милым приземистым домиком с четырёхскатной крышей, который похож скорее на украинскую мазанку, чем на русскую деревенскую избу. Осип и Надежда Мандельштам провели здесь чуть более двух месяцев, чтобы хоть немного поправить здоровье поэта. Оно резко ухудшилось после ссылок в Чердынь и Воронеж, куда Осип Эмильевич попал за неосторожное стихотворение о Сталине, в самый разгар репрессий. Надежда Яковлевна сопровождала мужа во всех ссылках, куда можно было ехать с женой. Она переписывала и редактировала его стихи, а также ходила по чиновничьим кабинетам в надежде получить помилование. С самой первой встречи и до конца жизни они нежно любили друг друга и даже в разлуке чувствовали, что душами всё-таки вместе. Как ива и тополь под окнами задонского домика. Вот только в их истории первым не стало тополя.

Помолчу.

Город, где бывал Платонов

«Задонск — древнерусский монастырский центр, город божьих старушек и церковных золотых дел мастеров. Монастырь был кормильцем обитателей этого города (200 тысяч в год странников, богомольцев, богомолок и прочих пешеходов), а теперь, когда монастырь имеет значение пожарной каланчи и радиоприемника, жителям питаться нечем. Раньше по грунтовым дорогам в город несли холстину, а теперь по эфиру туда несется радиомузыка.

Вместо имущества — красота!»

А таким город помнит мой любимый Андрей Платонов. На некоторых сайтах я находила информацию о том, что Платонов родился в Задонске. Однако это недостоверная информация, потому что писатель родился в пригороде Воронежа —– Ямской слободе. В Воронеже, кстати, установлен единственный в России памятник Платонову, рядом с госуниверситетом. А вот родители Андрея Платоновича, действительно, были родом из Задонска, но переехали жить под Воронеж по служебной необходимости. В Задонске оставался жить дед по материнской линии Василий Лобочихин, золотых и часовых дел мастер, у которого писатель часто гостил в детстве. Его дед работал на монастырскую ризницу, слыл образованным человеком и рассказывал внуку множество историй, связанных с родным городом. Например о том, как монастырь посещал Достоевский, какая улица в городе куда ведёт и по какой тропинке проще всего подойти к Дону.

Я честно потратила вечер за компьютером в поисках какого-нибудь намёка на то, где мог стоять дом Лобочихина, с которым можно было бы связать часть жизни Андрея Платонова. К сожалению, безуспешно. Единственным адресным упоминанием является Дом Задонского земства, где в 1921 году Платонов читал свои стихи для молодёжи. Туда и отправлюсь, тем более, что это всего в паре-тройке кварталов. Удивительно, насколько близко всё расположено в маленьких городках. Возможно поэтому они и кажутся такими уютными.

Дом Задонского земства расположен на ул. Крупской, 31. Спускаюсь вдоль улицы на один квартал. Напротив дома 24 меня обволакивает невыносимо аппетитный аромат свежего хлеба. Здесь находится лучший в городе хлебзавод с магазинчиком на входе. Конечно, на часах почти 16:00, а я ещё не обедала. Сразу за хлебзаводом высится Собор Троицы Живоначальной из красного кирпича с зелёными куполами. А на углу мне уже нужно повернуть на улицу Максима Горького. Миную странную сине-красную скульптуру под названием Памятник пенициллину. И подхожу к Задонскому социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Надежда», который сегодня размещается в доме Задонского земства.

Одноэтажное здание, состоящее из двух корпусов, свежеотреставрированное, поэтому смотрится очень привлекательно, особенно на фоне остальных домов на этой улице. Я не буду браться судить об архитектурном стиле, назову его классическим купеческим и довольно элегантным. До революции вместо таблички «Центр Надежда» висела табличка «Дом Задонского земства, заложенный в 1872 году, окончен постройкою в 1873 году. Строителем был член Задонской уездной земской управы городской голова города Задонска Василий Данилович Лисицин». Увековечить его решили именно из-за того, что всем членам Земства это здание очень нравилось. Оно служило Домом культуры и библиотечным хранилищем, а во времена Платонова здесь был революционный клуб-театр, где будущий великий советский антиутопист читал свои первые стихи.

Позже он напишет: «Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза. Но мне кажется — настоящее искусство, настоящая мысль только и могут рождаться в таком захолустье».

А я попробую, перед отъездом, найти в «захолустье» приличный ресторан.

Итак, где поесть в Задонске. Три самых интересных места расположены совсем недалеко друг от друга, все отзывы о них примерно одинаковые.

Ресторан Castle Rose, ул. Советская, 24б. Чуть дороже остальных, в интересном здании, хорошо компанией посидеть.

Паб с пивоварней Braubauer, ул. Коммуны, 4 . Собственное пиво и пивное меню, устоять не смогу, а мне за руль!

Кафе Дорожное, ул. Коммуны, 15 — мой выбор на сегодня. Отличная бюджетная столовая для проезжающих туристов с видом на полюбившийся собор.

Покидаю Задонск абсолютно счастливым человеком. Впереди воскресенье на отдых, рабочая неделя и ещё одно путешествие по Липецкой области.

22.05.2018 Курская область
Достопримечательности
17.05.2018 Сортавала
Достопримечательности
15.05.2018 Борисоглебск
10.05.2018 Вся Россия
Событийный туризм

Фестиваль-погружение «Тайны усадьбы»

«Выходные провели в усадьбе генерала Муравьева-Карского: отдыхали на пленэре, танцевали полонез, слушали Шаляпина, смотрели парад кавалеристов».

27.04.2018 Липецкая область

Дома знаменитостей Липецкой области. Часть третья, западная

Усадьба Дельвига (Верхний Студенец)—Усадьба, где Пушкин увидел «дуб зелёный» (Пальна-Михайловка)—Место, где родился Пришвин (Хрущёво-Лёвшино)—Дом-музей Бунина (Елец)—Дом Хренникова (Елец)

11.04.2018 Липецкая область

Куда? Куда? На Кудыкину Гору!

В Липецкой области, недалеко от села Каменка Задонского района, расположился огромный сафари-парк площадью в 500 га — «Кудыкина гора».

29.03.2018 Липецкая область

Троекурово: самый необычный пляж России

От Липецкой области до ближайшего моря около 750 километров, однако самый необычный пляж можно найти именно здесь, в селе Троекурово.

22.02.2018 Липецкая область

Берёзовка: церковь одного святого и шести мастеров

Есть в деревне Берёзовка Данковского района Липецкой области полузаброшенная церковь невиданной красоты, которую создали сразу шесть великих мастеров своего времени. Сегодня остов её «луковки» сиротливо прячется среди пожухлой травы, а часовня и вовсе сохранилась только на архивных снимках. Сегодня мой рассказ не столько о достопримечательности, сколько о любви и ненависти в глухой русской деревеньке, что сотворили и разрушили прекрасное здание менее, чем за век.