Двуликая готика

Вся Россия Достопримечательности

Двуликая готика

Петровский путевой дворец в Москве. Архитектор — М. Ф. Казаков (годы строительства 1776—1780)

Краткий путеводитель по русской готике.

Неоднозначное чувство вызывают здания, построенные в готическом стиле. В них умело соединены две противоречивых стороны сущности человека: возвышенный порыв души, её бесконечное стремление к небу и одновременный протест против него, вечный вызов и сомнение.

Сменив романский стиль с его феодальными замками, массивными стенами, неприступными башнями, где даже церкви словно являлись продолжением оборонительной сути построек, готика первое время называлась не иначе как варварским искусством. И дело даже не в том, что слово «готика» произошло из названия варварских германских племен, так долго соперничавших с Римом, а в том, что человеческая натура всегда чутко, долго и тяжело принимает смену ценностей и опасностей. Внешний враг, от которого так долго прятались за каменными стенами замков, перестал быть столь важным. Ему на смену пришёл новый враг — внутренний, и именно готика ярко отразила душевную борьбу человека с самим собой.

Моя душа — очень тонкая субстанция, сказал человек, и каменная многовековая кладка башен треснула, как скорлупа, явив миру новые формы. Изящество элементов, стройность колонн, хрупкость разноцветных витражей. Готические соборы воплотили в себе новое представление человека о самом себе. Из многовекового кокона вырвалась прекрасная бабочка. Однако бабочка была столь же мрачной, сколь и прекрасной. Даёт ли небо мне защиту, или мне стоит от него защищаться, сказал человек, и башни готических базилик оскалились к небу тысячами стрел, острых и выжидающих. А стрелок, держа натянутой тетиву, продолжал размышлять о своём месте в этом мире и о том, кто теперь его главный враг. Весь внешний облик зданий готического периода в архитектуре говорит, скорее, о настороженном отношении человека к тонким субстанциям этого мира.

Но стоит зайти внутрь и всё меняется. Вся ритмика уходящих ввысь тонких колон, которые завершаются под сводом ещё более тонкими нервюрами создаёт ощущение немедленного воспарения души к самому небу. Она торжественно поднимается всё выше и выше, в потоке лёгкого воздуха и тёплых разноцветных отблесков из боковых витражей. И сразу же не остаётся сомнений в том, куда всю жизнь стремится душа человека и где найдёт она истинный покой.

Готический собор со внешностью мрачного аскета, который всю жизнь провёл в борьбе с собственными сомнениями, скрывает внутри найденный ответ и готов поделиться им со всяким, отворившим двери.

Готика, появившаяся в Европе ещё в XII веке, добралась до русских просторов только к 1770-м годам. Это связано с тем, что в средние века Россия находилась в сфере влияния византийской цивилизации, а не европейской. Специалисты находят некоторые элементы готического стиля в постройках Московского кремля, проект которого был разработан итальянцем. Однако в полной мере этот архитектурный стиль пришёл в нашу страну уже в эпоху неоготики и стал всё чаще появляться в архитектурных ансамблях русских городов. Изящный стиль пришёлся по душе русскому народу, и большинство построек сохранились по сей день.

Краткий путеводитель по русской готике:

Чесменский дворец, Санкт-Петербург

(годы строительства 1774—1777)

Дворец архитектора Ю. Фельтена, наряду с Чесменской церковью, являются первыми постройками в неоготическом стиле в нашей стране. Он расположен в окрестностях Санкт-Петербурга. Он служил путевым дворцом для Екатерины Великой и был назван ею в честь победы России в Чесменском сражении. Однако это название он получил лишь спустя десять лет после битвы, а до этого его называли просто Кекерикексинским, по имени бывшей финской местности. Это слово переводится, как «лягушачье болото» и на гербах в убранстве дворца можно найти лягушек.

Сервиз с зелёной лягушкой, Веджвуд, собрание Государственного Эрмитажа.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гастелло, 15

Чесменская церковь, Санкт-Петербург

(годы строительства 1777—1780)

Церковь входит в архитектурный ансамбль вместе с дворцом. Она была построена сразу же после окончания строительства дворца, по личному распоряжению императрицы Екатерины. Согласно легенде, она приказала заложить церковь, находясь проездом в Чесменском дворце, как только получила от гонца весть о победе. Изящная и миниатюрная церковь, построенная также архитектором Ю. Фельтеном, очень нравилась императрице и имела лишь один, но существенный для России недостаток. Церковь не отапливалась зимой, и в этот период все службы приходилось проводить во дворце.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12

Царицынская царская резиденция, Москва

(годы строительства 1776—1796)

«Нежная готика Баженова», так назовут впоследствии архитектурный стиль, в котором выполнен дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Резиденция стала самым крупным объектом, возведённым в псевдоготическом стиле в Европе того времени и единственным дворцом. Его возводили почти двадцать лет, причём архитектор, в периоды недофинансирования, вкладывал в стройку собственные средства и в результате оказался в долговой яме. Однако именно его уникальный стиль определил развитие архитектуры в России на долгие годы вперёд.

Больше фото музея-заповедника «Царицыно».

Адрес: Москва, Дольская ул., 1

Московский собор Непорочного зачатия Девы Марии, Москва

(годы строительства 1901—1911)

Самый большой католический собор России был построен по проекту архитектора Ф. О. Богдановича-Дворжецкого после того, как к губернатору обратилась католическая община столицы. Разрешение было получено, но храм велели строить в отдалении от центра и особенно от почитаемых православных соборов. Стиль также велели сделать неброским, без башен и внешних изысков. На строительство собирали деньги всем русским католическим миром и в результате собрали огромную по тем временам сумму в 300 тысяч рублей золотом. Считается, что в его архитектурном облике были соединены образы Вестминстерского и Миланского соборов.

Адрес Римско-католического Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: Москва, Малая Грузинская ул., 27/13с1

Кафедральный собор, Калининград

(годы строительства 1333—1380)

Сегодня этот храм можно считать старейшим готическим зданием на территории России, поскольку строился он в годы расцвета этого архитектурного стиля, когда земли принадлежали Тевтонскому ордену. Он был возведён по проекту неизвестного мастера в специфическом кирпичном варианте, который называют «балтийская готика». Собор стоит на тысяче дубовых свай, поскольку грунты острова Кнайпхоф весьма ненадёжны. Через пару веков собор станет знаменитой университетской церковью, библиотекой и усыпальницей, где нашёл свою последний приют Иммануил Кант.

Адрес: Калиниград, ул. Канта, 1

Здание главного рынка, Выборг

(годы строительства 1904—1905)

Одно из самых известных зданий города Выборга было построено по проекту Карла Хорд аф Сегерштадта, на месте бывшей городской стены, где располагалась средневековая башня Лакамунды укреплений Каменного города. Рынок был возведён в стилистике «северная готика» и в начале 20 века считался самым большим в Скандинавском регионе. Торговцы любили это место за превосходное инженерное обеспечение систем вентиляции и охлаждения, позволяющее содержать продукты свежими длительный период.

Адрес: Выборг, ул. Северный Вал, 2

Костёл Успения Богородицы, Иркутск

(годы строительства 1881—1884)

Церковь Успения Девы Марии является не только памятником архитектуры федерального значения России, но также он внесён в список культурного польского наследия. Он был построен по проекту польского архитектора Яна Тамулевича. В народе его называют просто Польский костёл, ведь возведён он был для польской католической общины, состоявшей в конце XIX века из поляков, сосланных в Сибирь после восстания. Сегодня здание костёла принадлежит иркутской филармонии, поскольку в 1978 году в храме был открыт органный зал.

Адрес: Иркутск, улица Сухэ-Батора, 1

Католический храм Святого сердца Иисуса, Самара

(годы строительства 1902—1906)

Самарская неоготическая псевдобазилика архитектора Ф. О. Богдановича-Дворжецкого строилась также на пожертвования польской общины в России и сегодня является одним из символов поволжского города. Это не только одно из самых красивых зданий Самары, но и одно из самых таинственных. С начала строительства и по сей день горожане любят рассказывать разнообразные истории о тайных ходах и зарытых поляками кладах. Строительство действительно финансировалось ссыльными поляками и обошлось в сумму 80 тысяч рублей. Одним из самых дорогих элементов храма стал орган, выписанный из Австрии и стоивший 5 тысяч.

Адрес: Самара, ул. Фрунзе, 157

Особняк Саввы Морозова, Москва

(годы строительства 1893—1898)

Чтобы потешить самолюбие и утолить ностальгическую грусть по обучению в Англии, знаменитый русский промышленник Савва Морозов решил построить свой новый дом в Москве в готическом стиле. Приглашённый архитектор Ф.О. Шехтель с большим энтузиазмом подошёл к проекту и отрисовал помимо фасадов даже все внутренние интерьеры, особенностью которых стали, впервые в России, свободные ассиметричные планировки. Башенки и стрелы, зубцы и фантастические существа на фасадах, сразу же сделали этот дом одной из достопримечательностей Москвы. Говорят, что после самоубийства, дух Саввы Морозова навсегда остался в нём жить.

Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, дом 17, стр. 1

Церковь Петра и Павла в Парголове (Шуваловский парк), Санкт-Петербург

(годы строительства 1831—1840)

Церковь над склепом, именно так нужно говорить о Церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово. Безутешная вдова Варвара Петровна Шувалова, потеряв второго мужа, обратилась к архитектору А.П. Брюллову с просьбой возвести склеп. А чуть позже она испросила разрешение у православной церкви построить над склепом храм. Разрешение на строительство было получено, но с оговоркой: склеп должен находиться за оградой православной церкви, ведь второй муж Шуваловой был католиком. Вот так и появился в Парголово православный храм в готической католическом стиле, который вскоре стал домашней церковью знаменитой семьи.

Адрес Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла: Санкт-Петербург, Шуваловский парк, 41

Костёл Святой Марии, Смоленск

(годы строительства 1894—1896)

Архитектор Л.И. Дубейковский возвёл в конце XIX века в Смоленске одно из самых грандиозных и нетипичных для города зданий. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии вмещал до 6000 прихожан и стал настоящим католическим центром всего смоленского региона. Резные дубовые алтари, огромные разноцветные витражи и орган производили огромное впечатление на верующих. Однако костёл ждала одна из самых печальных историй среди подобных зданий в России. Сегодня, после долгих лет функционирования в качестве архивного склада, он находится в аварийном состоянии, и речь о его восстановлении пока не идёт.

Адрес: Смоленск, ул. Урицкого, 10

Храм Преображения Господня, Красноярск

(годы строительства 1909—1911)

Небольшой, симпатичный и ничем особым не примечательный, красноярский католический храм был построен архитектором В.А. Соколовским в начале 20 века на пожертвования, которые прихожане собирали около пяти лет. Причём половину скромной суммы в восемь тысяч рублей пришлось отдать владелице участка. Храм может вместить около тысячи прихожан и имеет также церковные пристройки, предназначенные для квартир священнослужителей, приходской школы, канцелярии и других служб.

Адрес: Красноярск, улица Декабристов, 20