Одноглазые великаны

Вся Россия Достопримечательности, Экскурсии

Одноглазые великаны

Маяки овеяны легендами с тех пор, как их начали строить финикийцы, египтяне и викинги. И их свет спасает жизни и сейчас.

В кромешной тьме не видно даже руки товарища, руки помощи, которая так нужна именно сейчас. Сейчас, когда весь мир заполнен этой жуткой тьмой, тревогой, воем и плеском. Две стихии рвут корабль пополам, не желая делиться друг с другом. Ветер хочет сильнее надуть дырявые паруса, приподнять, закружить, унести вверх. А море тянет вниз. Волны плещутся за бортом, как будто облизывают жертву. Море любит поиграть перед тем, как проглотить. А между ними горстка людей так не хочет становиться третьей стороной в этой игре без правил, где проигравший известен заранее.

Но люди чувствуют, как ближе и ближе надвигается на них ещё один участник, пока не вступивший в игру. Он знает, что не обладает преимуществами соперников и поэтому именно он — самый жестокий из всех. Он не будет спрашивать разрешения и долго думать. Просто размажет корабль по своему каменному туловищу ещё и ещё раз и, злобно смеясь, выкинет в темноту обломки и останки. Какие-то достанутся волнам, какие-то подхватит ветер. И этим он поставит точку в жутком соревновании, ещё раз доказав всем своё превосходство.

В кромешной тьме, между ветром, морем и прибрежной каменной грядой, люди не знают, кому из соперников достанутся на этот раз. Люди судорожно ищут руки товарищей и надеются на чудо. Спасительный свет прорезает тьму внезапно, как будто мечом. Это одинокий одноглазый великан на самом краю утёса пробуждается ото сна и бросается на помощь. И его свет, указуя путь и отводя опасность, разрушает планы кровожадных врагов. Его свет наполняет души надеждой и даёт силы сопротивляться. Рука крепче ложится на штурвал, корабль ложится на нужный курс, а одноглазый великан ложится спать до тех пор, пока его помощь опять не понадобится кому-то    .

Маяки были овеяны легендами с тех пор, как их начали строить финикийцы, египтяне и викинги. Одинокие и романтичные великаны на краю света, чей свет спасает жизни даже сейчас, в век точных навигационных приборов и спутниковых систем. Хотя сейчас количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Толбухин — великан на каменном холме, самый первый маяк России, Кронштадт

На искусственном каменном острове недалеко от Кронштадта возвышается маяк Толбухин, возведённый по велению Петра I и по его же эскизу с припиской «остальное на усмотрение архитектора». Изначально он был деревянным, а сила горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. Поэтому он несколько раз перестраивался, в том числе и знаменитыми архитекторами. Постепенно обрастал постройками, вплоть до бани и увеличивал дальность действия. Он выгорал дотла, подтоплялся водами Балтики и служил пристанищем декабристу. Сегодня — это важный навигационный ориентир при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

Координаты: 60°02′32″ с.ш. 029°32′31″ в.д.

Год постройки: 1718

Материал: изначально дерево, затем кирпич и гранит

Действующий

Высота: 29 метров

Дальность света: 19 миль

Стороженский — великан северного озера, самый высокий маяк России, Ленинградская область

На Стороженском мысу Ладожского озера есть две достопримечательности — древнейшая церковь в регионе, заложенная по легенде преподобным Киприаном и величественный маяк, самый высокий в Европе и третий по высоте в мире. Чтобы подняться на самый верх, смотрителю ежедневно приходится преодолевать долгий путь в 399 ступеней по узкой винтовой лестнице. Он был возведён в начале ХХ века на месте полностью разрушенного старого. Его наращивали осторожно метр за метром, чтобы получить невероятную дальность освещения. Чтобы удержать такого колосса, толщина стен у основания достигает двух метров. В настоящее время маяк продолжает функционировать и является самой лучшей смотровой площадкой с видом на Ладогу.

Координаты: 60°31′39″ с.ш. 32°37′18″ в.д.

Год постройки: 1907

Материал: камень

Действующий

Высота: 71 метр

Дальность света: 22 мили

Гамов — русский великан с французским глазом, самый южный маяк России, Приморский край

Каждый раз перед выходом в море, если предстояло огибать Гамов мыс, местные моряки и рыбаки ставили в двух церквях на разных краях мыса особенно большое количество свечей и молились особенно усердно. Ведь место это считалось очень опасным из-за частых туманов и сильных ветров. Вопрос о строительстве маяка был поднят лишь в конце XIX века. Комиссия исследовала местность, вычислила подходящую точку, рассчитала стоимость проекта. Все строительные материалы были найдены здесь же: и песок, и серый гранит, и штучный камень. А вот светооптический маячный аппарат второго разряда был заказан во Франциив компании «Barbier». Сегодня территория маячного комплекса разделена на две части: старую с функционирующим маяком и новую с туристическими удобствами.

Координаты: 42°33′20″ с.ш. 131°12′50″ в.д.

Год постройки: 1885

Материал: камень, гранит

Действующий

Высота: 19 метров

Дальность света: 17 миль

Соловецкий — великан освященный и освящающий, самый необычный маяк России, Соловецкие острова

Каменный одноглавый храм-маяк во имя Вознесения Господнего, был возведён на Секирной горе Валаамского монастыря, в середине XIX века. За счёт того, что это необычное сооружение расположено на горе, маяк возвышается над уровнем моря на 98 метров, при собственной скромной высоте в 23 метра. Он является самым высоким в Белом море и зовётся путеводной звездой всех паломников. Маяк расположен в специальном световом барабане над куполом церкви и увенчан крестом. Ежегодно, в период с 15 августа по 15 ноября он зажигается в ночное время. Обслуживается маяк до сих пор исключительно монахами скита, но под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования.

Координаты: 65°06′14″ с.ш. 35°35′15″ в.д.

Год постройки: 1860

Материал: камень, кирпич

Действующий

Высота: 23 метра

Дальность света: 10 миль

Ирбенский — великан выходящий в море, самый мобильный маяк России, Калининград

Поскольку проект № 862 был последним, создаваемым в Советском Союзе, в него вложили весь опыт и мысли лучшие советские инженеры: длина — почти полсотни метровводоизмещение 672 тонны, скорость — около девяти узлов, круглосуточная автономная работа в открытом море — 10 суток. И, конечно, главная гордость — 17-ти метровая маячная башняПлавучий маяк — судно специальной конструкции, предназначенное для выхода и работы в открытом море и специально оборудованное маячным огнем, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством. В настоящее время плавучий маяк Ирбенский является последним из кораблей такого типа, оставшихся на территории России. Он находится в плачевном состоянии и сейчас передан Музею Мирового океана для реконструкции.

Координаты: Балтийское море, швартовался 59°55'30" с.ш. 29°46'32" в.д.

Год постройки: 1962

Материал: металл

Недействующий

Высота: 17,5 метров

Дальность света: 12 миль

Вайдагубский — русский великан на немецком мысу, самый северный маяк России, Мурманская область

В конце XIX века вдоль мыса Немецкий в день проходило до 200 промысловых судов, а ночью суда предпочитали оставаться в открытом море, ведь без видимых ориентиров зайти в губу Вайда было невозможно. Дирекция маяков Белого моря приняла решение об установке маяка. Однако изначально это здание было больше похоже на вертикальный барак с тусклым светом, освещавшим лишь определённый сектор, на небольшое расстояние весной после схода льда и до периода белых ночей, и после белых ночей до первого льда. Каменная башняпоявилась здесь только в начале ХХ века, что довольно быстро и значительно оживило торговлю во всем регионе. Сегодня маяк по-прежнему светит зеленым проблесковым огнём над холодным морем.

Координаты: 69°56'50" с.ш. 31°56'27" в.д.

Год постройки: 1896

Материал: изначально деревянный, затем каменный

Действующий

Высота: 29 метров

Дальность света: 20 миль

Балтийский — великан на оторванной земле, самый западный маяк России, Калининградская область

В немецком Пиллау, а ныне Балтийске, над набережной, уже более двух веков, возвышается прекрасная башня, авторство которой приписывают выдающемуся новатору европейской архитектуры XIX века Карлу Фридриху Шинкелю. Благодаря прекрасной архитектуре маяк хорошо вписался в городской ландшафт и до сих пор кажется лёгким и невесомым. Несмотря на то, что для его строительства произвели укрепление береговой линии, соорудили специальную каменную гряду, а стены в основании имеют метровую толщину. Для отличия Балтийского маяка от других, в тёмное время суток применялись цветные стёкла, для чего маяку было выдано специальное международное разрешение. Сегодня это один из немногих действующих маяков, открытых для посещения туристами.

Координаты: 54°38'19" с.ш.19°53'36" в.д.

Год постройки: 1803

Материал: изначально деревянный, затем каменный

Действующий

Высота: 33,2 метра

Дальность света: 16 миль

Гека — автоматический великан, самый восточный маяк России, Чукотский автономный округ

Штатный номер — 3535, предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к Анадырскому лиману и в Анадырском лимане, ведь на всём протяжении косы Земля Гека не имеет видимых природных ориентиров. Первый навигационный знак в этой местности был несветящим — прямоугольный белый щит, который очень быстро разрушился. Его сменяли деревянные башни разных форм и высот, оснащённые проблесковыми маячками. Ныне действующий маяк Гека был установлен в 1953 году 636-ым военно-морским строительством. Это двадцатиметровая стальная конструкция, с площадкой и фонарём наверху. Электропитание маяка осуществляется от батарей. Он работает в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала с 21 июля по 1 декабря.

Координаты: 64º24'9" с.ш., долгота 178º14'9" в.д.

Год постройки: 1913

Материал: сталь

Действующий

Высота: 20 метра

Дальность и источник света: 15 миль

Анива — печальный великан на скале, самый заброшенный маяк России, Сахалинская область

Скала Сивучья на южной оконечности острова Сахалин всегда слыла опасным местом для мореплавателей. Здесь опускаются густые туманы и сходятся течения. Маяк построили с огромным трудом в 1939 году по проекту архитектора Миуры Синобу. Маяк был уникальным и самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине. Здание функционировало и на дизельном генераторе с дополнительными аккумуляторами, и на атомном источнике энергии. Однако главным механизмом, проходящим сквозь всю постройку, сверху донизу, был маятник-гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Содержание такой установки в начале XXI века было признано экономически невыгодным. Изотопные установки были вывезены военными, остальное разграбили мародеры.

Координаты: 46°01′09″ с. ш. 143°24′47″ в. д.

Год постройки: 1939

Материал: бетон

Не действующий

Высота: 31 метр

Дальность света: 17,5 миль

Пожалуйста, обратите внимание!

Проникновение на территорию действующего маяка без разрешения является правонарушением.

Для того, чтобы попасть на территорию любого действующего маяка, нужно получить разрешение у руководства местной военно-морской базы, так как такие маяки являются стратегическими объектами.

Договариваться лично с маячником также недопустимо. Если впоследствии информация о том, что вы некий посетили действующий маяк, будет опубликована, маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения.

Осматривать действующий маяк, не проникая на его территорию, можно всегда.

22.05.2018 Курская область
Достопримечательности
17.05.2018 Сортавала
Достопримечательности
15.05.2018 Борисоглебск
Курорты

Топ 10 пляжей Анапы

Лучшие пляжи Анапы и окрестностей.

Вся Россия 23.05.2018
23.05.2018 Вся Россия

Курортный сбор в России: где и сколько придётся платить в 2018 году

В 2017 году в отдельных регионах страны был введён так называемый налог на отпуск. Курортный сбор в России стал своего рода законодательным экспериментом и предусматривает ежегодные отчисления в бюджет, производимые гостями нескольких регионов в пользу развития туристической отрасли.

10.05.2018 Вся Россия

Самые яркие этнофестивали июня 2018

В первый летний месяц по стране прокатится яркая волна этнофестивалей и национальных праздников. Выбирайте ближайший к вам по дате, расположению и настроению.

10.05.2018 Вся Россия

Топ-10 самых популярных малых городов

Если захотелось отдохнуть душою, модный курорт вряд ли поможет. Лучше сесть на пригородную электричку, чтобы попасть в «другую Россию» с деревянными домиками, старыми церквями, резными ставнями, парным молоком и криком петухов на заре.

14.03.2018 Вся Россия

Неизведанные и неповторимые малые города

На непостижимых русских просторах, далеко от натоптанных туристических троп прячутся аутентичные необработанные алмазы — малые города.