Одноглазые великаны

Вся Россия Достопримечательности, Экскурсии

Одноглазые великаны

Маяки овеяны легендами с тех пор, как их начали строить финикийцы, египтяне и викинги. И их свет спасает жизни и сейчас.

В кромешной тьме не видно даже руки товарища, руки помощи, которая так нужна именно сейчас. Сейчас, когда весь мир заполнен этой жуткой тьмой, тревогой, воем и плеском. Две стихии рвут корабль пополам, не желая делиться друг с другом. Ветер хочет сильнее надуть дырявые паруса, приподнять, закружить, унести вверх. А море тянет вниз. Волны плещутся за бортом, как будто облизывают жертву. Море любит поиграть перед тем, как проглотить. А между ними горстка людей так не хочет становиться третьей стороной в этой игре без правил, где проигравший известен заранее.

Но люди чувствуют, как ближе и ближе надвигается на них ещё один участник, пока не вступивший в игру. Он знает, что не обладает преимуществами соперников и поэтому именно он — самый жестокий из всех. Он не будет спрашивать разрешения и долго думать. Просто размажет корабль по своему каменному туловищу ещё и ещё раз и, злобно смеясь, выкинет в темноту обломки и останки. Какие-то достанутся волнам, какие-то подхватит ветер. И этим он поставит точку в жутком соревновании, ещё раз доказав всем своё превосходство.

В кромешной тьме, между ветром, морем и прибрежной каменной грядой, люди не знают, кому из соперников достанутся на этот раз. Люди судорожно ищут руки товарищей и надеются на чудо. Спасительный свет прорезает тьму внезапно, как будто мечом. Это одинокий одноглазый великан на самом краю утёса пробуждается ото сна и бросается на помощь. И его свет, указуя путь и отводя опасность, разрушает планы кровожадных врагов. Его свет наполняет души надеждой и даёт силы сопротивляться. Рука крепче ложится на штурвал, корабль ложится на нужный курс, а одноглазый великан ложится спать до тех пор, пока его помощь опять не понадобится кому-то    .

Маяки были овеяны легендами с тех пор, как их начали строить финикийцы, египтяне и викинги. Одинокие и романтичные великаны на краю света, чей свет спасает жизни даже сейчас, в век точных навигационных приборов и спутниковых систем. Хотя сейчас количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Толбухин — великан на каменном холме, самый первый маяк России, Кронштадт

На искусственном каменном острове недалеко от Кронштадта возвышается маяк Толбухин, возведённый по велению Петра I и по его же эскизу с припиской «остальное на усмотрение архитектора». Изначально он был деревянным, а сила горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. Поэтому он несколько раз перестраивался, в том числе и знаменитыми архитекторами. Постепенно обрастал постройками, вплоть до бани и увеличивал дальность действия. Он выгорал дотла, подтоплялся водами Балтики и служил пристанищем декабристу. Сегодня — это важный навигационный ориентир при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

Координаты: 60°02′32″ с.ш. 029°32′31″ в.д.

Год постройки: 1718

Материал: изначально дерево, затем кирпич и гранит

Действующий

Высота: 29 метров

Дальность света: 19 миль

Стороженский — великан северного озера, самый высокий маяк России, Ленинградская область

На Стороженском мысу Ладожского озера есть две достопримечательности — древнейшая церковь в регионе, заложенная по легенде преподобным Киприаном и величественный маяк, самый высокий в Европе и третий по высоте в мире. Чтобы подняться на самый верх, смотрителю ежедневно приходится преодолевать долгий путь в 399 ступеней по узкой винтовой лестнице. Он был возведён в начале ХХ века на месте полностью разрушенного старого. Его наращивали осторожно метр за метром, чтобы получить невероятную дальность освещения. Чтобы удержать такого колосса, толщина стен у основания достигает двух метров. В настоящее время маяк продолжает функционировать и является самой лучшей смотровой площадкой с видом на Ладогу.

Координаты: 60°31′39″ с.ш. 32°37′18″ в.д.

Год постройки: 1907

Материал: камень

Действующий

Высота: 71 метр

Дальность света: 22 мили

Гамов — русский великан с французским глазом, самый южный маяк России, Приморский край

Каждый раз перед выходом в море, если предстояло огибать Гамов мыс, местные моряки и рыбаки ставили в двух церквях на разных краях мыса особенно большое количество свечей и молились особенно усердно. Ведь место это считалось очень опасным из-за частых туманов и сильных ветров. Вопрос о строительстве маяка был поднят лишь в конце XIX века. Комиссия исследовала местность, вычислила подходящую точку, рассчитала стоимость проекта. Все строительные материалы были найдены здесь же: и песок, и серый гранит, и штучный камень. А вот светооптический маячный аппарат второго разряда был заказан во Франциив компании «Barbier». Сегодня территория маячного комплекса разделена на две части: старую с функционирующим маяком и новую с туристическими удобствами.

Координаты: 42°33′20″ с.ш. 131°12′50″ в.д.

Год постройки: 1885

Материал: камень, гранит

Действующий

Высота: 19 метров

Дальность света: 17 миль

Соловецкий — великан освященный и освящающий, самый необычный маяк России, Соловецкие острова

Каменный одноглавый храм-маяк во имя Вознесения Господнего, был возведён на Секирной горе Валаамского монастыря, в середине XIX века. За счёт того, что это необычное сооружение расположено на горе, маяк возвышается над уровнем моря на 98 метров, при собственной скромной высоте в 23 метра. Он является самым высоким в Белом море и зовётся путеводной звездой всех паломников. Маяк расположен в специальном световом барабане над куполом церкви и увенчан крестом. Ежегодно, в период с 15 августа по 15 ноября он зажигается в ночное время. Обслуживается маяк до сих пор исключительно монахами скита, но под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования.

Координаты: 65°06′14″ с.ш. 35°35′15″ в.д.

Год постройки: 1860

Материал: камень, кирпич

Действующий

Высота: 23 метра

Дальность света: 10 миль

Ирбенский — великан выходящий в море, самый мобильный маяк России, Калининград

Поскольку проект № 862 был последним, создаваемым в Советском Союзе, в него вложили весь опыт и мысли лучшие советские инженеры: длина — почти полсотни метровводоизмещение 672 тонны, скорость — около девяти узлов, круглосуточная автономная работа в открытом море — 10 суток. И, конечно, главная гордость — 17-ти метровая маячная башняПлавучий маяк — судно специальной конструкции, предназначенное для выхода и работы в открытом море и специально оборудованное маячным огнем, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством. В настоящее время плавучий маяк Ирбенский является последним из кораблей такого типа, оставшихся на территории России. Он находится в плачевном состоянии и сейчас передан Музею Мирового океана для реконструкции.

Координаты: Балтийское море, швартовался 59°55'30" с.ш. 29°46'32" в.д.

Год постройки: 1962

Материал: металл

Недействующий

Высота: 17,5 метров

Дальность света: 12 миль

Вайдагубский — русский великан на немецком мысу, самый северный маяк России, Мурманская область

В конце XIX века вдоль мыса Немецкий в день проходило до 200 промысловых судов, а ночью суда предпочитали оставаться в открытом море, ведь без видимых ориентиров зайти в губу Вайда было невозможно. Дирекция маяков Белого моря приняла решение об установке маяка. Однако изначально это здание было больше похоже на вертикальный барак с тусклым светом, освещавшим лишь определённый сектор, на небольшое расстояние весной после схода льда и до периода белых ночей, и после белых ночей до первого льда. Каменная башняпоявилась здесь только в начале ХХ века, что довольно быстро и значительно оживило торговлю во всем регионе. Сегодня маяк по-прежнему светит зеленым проблесковым огнём над холодным морем.

Координаты: 69°56'50" с.ш. 31°56'27" в.д.

Год постройки: 1896

Материал: изначально деревянный, затем каменный

Действующий

Высота: 29 метров

Дальность света: 20 миль

Балтийский — великан на оторванной земле, самый западный маяк России, Калининградская область

В немецком Пиллау, а ныне Балтийске, над набережной, уже более двух веков, возвышается прекрасная башня, авторство которой приписывают выдающемуся новатору европейской архитектуры XIX века Карлу Фридриху Шинкелю. Благодаря прекрасной архитектуре маяк хорошо вписался в городской ландшафт и до сих пор кажется лёгким и невесомым. Несмотря на то, что для его строительства произвели укрепление береговой линии, соорудили специальную каменную гряду, а стены в основании имеют метровую толщину. Для отличия Балтийского маяка от других, в тёмное время суток применялись цветные стёкла, для чего маяку было выдано специальное международное разрешение. Сегодня это один из немногих действующих маяков, открытых для посещения туристами.

Координаты: 54°38'19" с.ш.19°53'36" в.д.

Год постройки: 1803

Материал: изначально деревянный, затем каменный

Действующий

Высота: 33,2 метра

Дальность света: 16 миль

Гека — автоматический великан, самый восточный маяк России, Чукотский автономный округ

Штатный номер — 3535, предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к Анадырскому лиману и в Анадырском лимане, ведь на всём протяжении косы Земля Гека не имеет видимых природных ориентиров. Первый навигационный знак в этой местности был несветящим — прямоугольный белый щит, который очень быстро разрушился. Его сменяли деревянные башни разных форм и высот, оснащённые проблесковыми маячками. Ныне действующий маяк Гека был установлен в 1953 году 636-ым военно-морским строительством. Это двадцатиметровая стальная конструкция, с площадкой и фонарём наверху. Электропитание маяка осуществляется от батарей. Он работает в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала с 21 июля по 1 декабря.

Координаты: 64º24'9" с.ш., долгота 178º14'9" в.д.

Год постройки: 1913

Материал: сталь

Действующий

Высота: 20 метра

Дальность и источник света: 15 миль

Анива — печальный великан на скале, самый заброшенный маяк России, Сахалинская область

Скала Сивучья на южной оконечности острова Сахалин всегда слыла опасным местом для мореплавателей. Здесь опускаются густые туманы и сходятся течения. Маяк построили с огромным трудом в 1939 году по проекту архитектора Миуры Синобу. Маяк был уникальным и самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине. Здание функционировало и на дизельном генераторе с дополнительными аккумуляторами, и на атомном источнике энергии. Однако главным механизмом, проходящим сквозь всю постройку, сверху донизу, был маятник-гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Содержание такой установки в начале XXI века было признано экономически невыгодным. Изотопные установки были вывезены военными, остальное разграбили мародеры.

Координаты: 46°01′09″ с. ш. 143°24′47″ в. д.

Год постройки: 1939

Материал: бетон

Не действующий

Высота: 31 метр

Дальность света: 17,5 миль

Пожалуйста, обратите внимание!

Проникновение на территорию действующего маяка без разрешения является правонарушением.

Для того, чтобы попасть на территорию любого действующего маяка, нужно получить разрешение у руководства местной военно-морской базы, так как такие маяки являются стратегическими объектами.

Договариваться лично с маячником также недопустимо. Если впоследствии информация о том, что вы некий посетили действующий маяк, будет опубликована, маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения.

Осматривать действующий маяк, не проникая на его территорию, можно всегда.