По уникальным местам Кавказа

Карачаево-Черкесская Республика, Абхазия Горный туризм

Путевые записки туриста в большим будущим.

Дорогой читатель, предлагаю тебе отправиться в небольшое, но очень увлекательное путешествие по уникальным местам Кавказа. Наш путь будет длиться почти 9 дней: скучать точно не придётся и отличное настроение обеспечено!

30.07.2016

Наша группа выдвинулась к месту встречи сразу по двум направлениям: с юга и с севера. Но этот географический контраст вовсе не помешал нам всем встретиться в прекрасном городе Черкесске, лежащем в предгорье Кавказа. Тёплая погода располагала к не менее тёплому знакомству. После обсуждения плана действий, расстались до вечера, а затем выдвинулись в путь, уже в полном составе. Не доехав 50 км до Хурзука, в небольшом лесочке на берегу р. Кубань разбили наш первый лагерь. Дорога была нелёгкая, полная приключений (особенно у наших северян), поэтому  усталость не заставила себя долго ждать. Тут и Морфей забежал на огонёк, и уже совсем скоро все смотрели приятные сны в его нежных объятиях, а шум Кубани, бурно несущей свои воды, на время стал нашей колыбельной.

31.07.2016

Ещё не привыкли к раннему подъёму? Значит, самое время начать! К тому же пробуждающаяся природа — невероятно красивое зрелище, хотя бы ради этого стоит встать пораньше. Выходишь утром из палатки, ещё до конца не проснувшись, и перед тобой предстаёт необыкновенная красота: горные цветы, каменистый берег реки, виднеющиеся вдали горы... Всё выглядит ещё красивее, чем казалось вчера ночью. Посреди вот такой красоты и прошло наше первое общее собрание. Распределили роли, обсудили маршрут, позавтракали вкусной кашей с сухофруктами. Теперь можно смело отправляться в путь!

День сегодня начался с поездки до Хурзука, небольшого аула в западном Приэльбрусье. По дороге любовались живописными пейзажами Кавказа, воспетыми ещё Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и многими другими русскими классиками; изучали местную флору и фауну (шустрые суслики то и дело любопытно выглядывали из своих норок). Доехав до Хурзука, решили всей компанией устроить привал на берегу Кубани и отведать арбуз, полюбоваться окружающей красотой и заодно сделать на память пару фотографий. Немного отдохнув, двинулись дальше… к пограничникам. Уже через пару километров перед нами вырос военный гарнизон, по своим размерам и виду напоминавший небольшой современный городок. Здесь нас ожидала проверка документов. Контроль паспортов и пропусков занял довольно много времени, но мы его не теряли даром. В это время мы дегустировали настоящие карачаевские хычины — чудо кавказской кухни. Забегая вперед, скажу, что именно хычин был тем деликатесом, который я так ждала, спустившись с гор. Пройдя все необходимые проверки, мы начали искать место, где можно провести оставшийся день. И мы его нашли, да непростое было это место! На наше счастье повстречался нам очень гостеприимный Николай — коренной житель гор. Он нас приютил, рассказал массу полезного и интересного, настроил на предстоящую дорогу. В общем, душевным оказался мужчиной.

После сытного горохового супа и витаминного салатика наши ребята, полные сил и энергии, уехали на заброску продуктов в альплагерь. Остальная часть группы тоже вовсе не скучала и быстро нашла себе дело по душе… катание на прекрасном Ваське. Не подумайте, это не сын Николая и не его родственник, хотя в каком-то смысле член его семьи. Милый Васька — красивый конь, который сразу всем полюбился. Это незабываемые впечатления скакать на коне, когда вокруг тебя такой простор, такая свобода.

По возвращении наших ребят приготовили ужин. И здесь нас ожидал приятный сюрприз — домашний айран и сыр (такой вкусный ни в одном магазине не купишь) — всё это подарки нашего щедрого хозяина. На этом день постепенно подошёл к концу, а это значит, что с приятным ощущением на сердце ложимся спать. Завтрашний день обещает быть не менее ярким и насыщенным.

01.08.2016

С утра погода на улице прекрасная, солнечная, вокруг цветущие деревья и ароматные травы, так что и настроение у меня тоже благостное. Начинаем наш день прогулкой по утреннему лесу на высоте 1580 метров! И про водные процедуры не забываем: переходим речку вброд… ууух, как бодрит ледяная водичка, энергия по всему телу разливается. Но ЗОЖ и правильный режим дня у нас в почёте. Пока идём, наслаждаемся творениями нашей матушки-природы, однако и про обучение не забываем: узнаём разные полезные травы и цветы.

Пока идёшь, и время незаметно бежит рядом с тобой. Только вот время побежало дальше, а мы остановились на обед на одной солнечной полянке возле речки. Пока дежурные варили обед, ребята собирали грибы, девчонки купались в речке. Никогда не забуду это леденящее купание, от которого будто кровь холодеет, а ты чувствуешь себя настоящей Снежной Королевой. Отличное закаливание для всего организма получилось! И обед получился как всегда на славу, и грибы из леса оказались очень кстати. А грибы здесь растут на любой вкус и цвет, только выбирай, что тебе больше нравится. Здесь и благородный белый гриб, и полезные маслята с сыроежками, и многие другие. Подкрепились на ура, пора в путь-дорогу. Через пару минут после выхода началось наше «практическое занятие по эквилибристике» — переходили несколько бревенчатых мостов, после кушали бруснику и чернику.

Пейзаж стал постепенно меняться: густые кроны деревьев, залитые нежным солнечным светом, высокая зелёная трава уступили место большим камням, веками хранившим секреты Кавказа, и невысокой траве с необыкновенно красивыми цветами. На одной из таких каменистых полян мы и решили остановиться на ночь. Разбили лагерь, заварили ароматный чаёк с кавказскими травами и стали ждать… А ждали мы мастер-класса по завязыванию узлов, который проводил Ильнур. Согласитесь, очень полезное занятие в горах. И вот через 5 минут у всех на верёвках появился простой узел, на этом мы не остановились, нам что-нибудь эдакое подавай! Хорошо… GreekWine — прошу любить и жаловать. А дальше была восьмёрочка и двойная тоже была, и некоторые другие узлы с чудными названиями. В общем, теперь мы точно готовы лазить по горам. День выдался насыщенным, самое время пополнить запасы энергии. Засыпаем под шум речки, протекающий прямо под камнями. Всем спокойной ночи!

02.08.2016

2 августа стартуем на высоте 2222 м — просто магия чисел какая-то! Сегодня перед нами стоит ответственная задача — нужно максимально  близко подойти к перевалу, который будем брать завтра. Задача поставлена, начинаем двигаться к цели. Чтобы было легче идти, с утра приняли энергетическую смесь из сухофруктов и орехов (посмотрим, как это сработает). И вот лёгкой, а точнее скачущей походкой мы прыгаем с одного камня на другой. Свежий ветерок весело играет волосами, а яркое солнышко придаёт игривое настроение. В голове, вальсируя, сменяются мысли: как же прекрасны горы… какой чудесный мир… как я люблю жизнь!

Мы не теряли время даром, поэтому и привалы у нас были познавательными. Сегодня, например, изучали окружающую нас флору. Какое разнообразие трав, цветов и ягод можно найти на 1 кв.м! Здесь и лекарственная шикша, и кипрей, и могучие заросли рододендрона, ароматный чабрец и можжевельник, сосны и березы… Вкусив все ароматы трав, двигаемся дальше. Впереди нас ждут большие и малые каменные морены. Так здорово, что можно погрузиться в себя, отдохнуть от городской суеты, раствориться в многомерной бесконечности природы. Хотя по дороге можно встретить следы присутствия человека — туры (небольшие каменные сооружения, указывающие направление).

На подходе к перевалу решили набраться сил перед предстоящим переходом и сделать полуднёвку. Выбрали живописное место рядом с рекой и видом на горный водопад и, казалось, ничего не могло помешать наслаждаться красотами природы, лежа на камушке под тёплыми солнечными лучами. Но погода в горах – дама непредсказуемая. Уже в обед поднялся ветер и стало прохладно, а вечером и вовсе дождь явился в гости, словно непрошеный гость. А ведь кому–то ещё и дежурить в такую непогоду. Но это только закалило наш моральный дух, ведь и в жизни солнышко светит не всегда, зато после дождя оно ещё желаннее и теплее. Разогнал нас дождик по палаткам. Завтра нелёгкий день, так что будем ложиться спать (сегодня под грустную песнь плачущей природы).

03.08.2016

Ну что, все отдохнули!? Тогда продолжаем наше невероятное путешествие по Кавказу. Сегодня нам с вами предстоит преодолеть перевал Черенкол. Без лишних слов и описаний двинемся в путь.

Камни разных размеров и причудливых форм сопровождают нас вдоль всей дороги. Вот и водопад, бурными потоками стремящийся вниз. После нескольких привалов мы уже стояли на подъёме к перевалу. И тут перед нами встала дилемма: налево пойдёшь — по снежнику подниматься будешь, направо — по осыпи каменной. Непростой выбор нам природа подкинула. Уж не помню по каким критериям, но выбрали осыпь и, скажу я вам, не ошиблись. Впереди нас ждало настоящее экстремальное путешествие! После небольшого подъёма под углом примерно 45° мы вышли на довольно ровное место, с которого открывался прекрасный вид на залитый солнцем Кавказ. Ещё выше и мы уже сидим на больших камнях рядом с весело журчащей горной речушкой. Выше, выше и выше... На обед остановились на больших камнях рядом с высохшим озером, где когда-то был ледник (однако сейчас можно увидеть лишь его малую часть). Несмотря на то, что лежит снег, мы бегаем в футболках и с босыми ногами, попутно наслаждаясь прохладой камней. И в горах есть свои забавы, например, в снежки поиграть на высоте 2930 м. Невероятное удовольствие! Однако горы таят и опасности: сзади, в нескольких сотнях метров от нас начался камнепад... Траверсом поднимаемся вверх, в некоторых местах для подъёма используем верёвки и по натянутым перилам двигаемся вперёд, к перевалу: руками, ногами, на четвереньках и почти лежа, с ледорубами и без… противостоя страху и бросая вызов самому себе… и вот он, долгожданный перевал. Стоишь на высоте 3256 м, довольный и счастливый. Сильный ветер забирается под одежду и пытается сбить с ног, но ты по-прежнему счастлив, ведь перед тобой такая красота, такой простор, свобода и бесконечность. Время? Здесь его не существует, перед тобой целая вечность и мудрость гор, накопленная тысячелетиями...

Кроме заснеженных вершин Кавказа и неспешно плывущих облаков, наверху нас ждали вкусные шоколадки, заготовленные заботливой Еленой Анатольевной, и тур с запиской от предыдущих покорителей Черенкола. Последняя запись от 21.08.2014, то есть здесь уже 2 года не ступала нога человека!

За каждым подъёмом неизбежно следует спуск. Так и нам пора немного сбросить высоту. А вот и семейство горных козликов проскакало мимо нас. Лишь их отец на минутку остановился и смерил нас недоверчивым взглядом. Каменная осыпь, словно лифт, стремительно несёт вниз. Ещё немного усилий и мы уже спустились к снежнику. Здесь начинается настоящая забава! Ботинки, которые на время превратились в горные лыжи, лихо едут по снегу, объезжая все камни. Не обошлось и без падений, но, надо сказать, это лишь прибавило задора. После снежника вышли на поляну, мирно спящую в облаках. Полюбовавшись Кавказом, тонущим в ярко-красных лучах заходящего солнца, мы снова отправились в путь искать место для ночёвки. Идти нужно было вниз: спуск оказался нелёгким да ещё и усталость сказалась. Но с привалами, под свет карманных фонариков и при помощи дружеской взаимной поддержки мы всё-таки дошли до хорошей поляны, где и разбили лагерь. Несмотря на то, что в скором времени был готов вкусный ужин, сон победил, и мы дружной компанией отправились спать.

04.08.2016

Говорят, что утро задаёт настроение целому дню, а если утром тебе ещё и приятные сюрпризы преподносят, то отличное настроение просто гарантировано. Ребята разбудили нас ароматным травяным чаем, который принесли прямо в постель, точнее в спальник, поэтому с самого утра я была уверена, что день у нас сегодня будет отличным. Вот как много значат маленькие приятности для нашего настроения!

Сверху открывался превосходный пейзаж: маленькие речушки витиеватым ажуром быстро несли свои воды со снежных вершин Кавказа, пёстрые цветы, ещё влажные от утренней росы, раскрывали свои лепесточки, а кучерявые облака медленно плыли, превращаясь из бабочки в цветок, а то и вовсе в невиданное существо. Полюбовавшись всей этой красотой, двинулись в дорогу. Сегодняшний наш путь начался со спуска. Трава сменяется небольшой каменной осыпью, которая снова уступает место цветам, травам, деревьям. После часа ходьбы мы вышли на обширную цветущую поляну, которую здесь называют «Зелёная гостиница». Незамеченными нам пройти не удалось, нас сразу встретили её хозяева — пятнистые коровы и резвые кони. Отдохнули, поели сами и коров, заглянувших к нам на огонёк, угостить тоже не забыли. Рюкзаки на плечах, настроение на высоте, можно продолжать путь. Лес, узкие извилистые тропки, быстро убегающие вдаль, деревья, когда-то могучие и цветущие, а сейчас мирно обнимающие берега реки… такой простор для мысли… души… сердца. Но все поэтические мысли были вмиг разогнаны возникшим на нашем пути пограничным постом. Пришлось спуститься на Землю и предъявить документы. Туристом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан☺. После всех проверок Кавказ открылся нам с другой стороны. Лесной пейзаж плавно сменился лугами. Выбрав просторное место рядом с речкой и большим камнем, впоследствии служившим нам кухней, мы и решили поставить лагерь. Мужская половина нашей группы сразу же ушла за пополнением съестных припасов в Узункол, который находился в пяти км от стоянки, а мы с девчонками устроили небольшое чаепитие. Немного подкрепившись, взялись за приготовление ужина. Да ужин-то сегодня непростой, а праздничный, в честь нашего первого перевала. Готовили вкусный узбекский плов с многочисленными специями и приправами и необычное, но от этого не менее вкусное блюдо — вегетарианскую рыбу, которая в сущности своей является адыгейским сыром, легко обманывающим вкусовые рецепторы. После официальной речи и поздравлений от Елены Анатольевны все с большим удовольствием приступили к трапезе. А тут и коровы с шерстистым скачущим яком не заставили себя долго ждать. Окружили нас со всех сторон, видимо обидевшись на отсутствие приглашения и занятое место. Шаманизм с палкой, металлической тарелкой и пронзительными криками вроде помог заключить мирный договор с коровами, которые удалились по мосту на другой берег реки.

05.08.2016

И всё же со стороны коров мирный договор был нарушен. Среди ночи смелое животное утащило мешок с едой прямо из закрытой палатки. А молодые быки с аппетитом облизывали и пожёвывали саму палатку. В общем, сегодняшняя ночь точно была не для сна. Однако и это не помешало Саше встать около пяти утра и разжечь костер для приготовления завтрака. Уже в 5:20 и я стояла у костра с большим желанием испечь вкусные домашние оладушки для любимой группы. Завтрак удался на славу! Все остались сытыми и довольными. А что может быть важнее для дежурного!? После завтрака была возможность искупаться в речке и позагорать, и, конечно же, многие свой шанс не упустили. Бодрость, прохлада, утренний заряд оптимизма — вот лишь малая часть подарков горной речки. После бодрящего душа самое время напрячь мозги и позаниматься. Правда, занятия у всех разные: у ребят, идущих на вторую категорию, обучающее занятие, а я, уютно пристроившись на согретом солнышком камне, описываю все наши похождения и приключения.

Звучит знакомое «под рюкзак» и группа медленно начинает очередное восхождение. Мы поднимаемся в гору, философствуем, слушаем истории, некогда приключившиеся с Еленой Анатольевной, и просто наслаждаемся природой и моментом. А прогулка в лёгких облаках, словно шёлк, нежно обволакивающий тело, оказала на меня сильное впечатление. И снова казалось, что ничего не может помешать нашему блаженному состоянию, но у ливня, кажется, свои планы. Хотя и дождь в горах чист и прекрасен! Теперь мы идём под дождём, помогая друг другу перепрыгивать с одного мокрого камня на другой. Промокли, как говорится, до ниточки, но наш оптимизм не смыло ни капельки.

Через некоторое время на смену дождику пришёл густой туман, который положил начало увлекательной игре «Ёжики в тумане». Идти дальше было затруднительно, поэтому мы решили остановиться и разбить лагерь. Пока ребята искали подходящее место для ночёвки, девчонки вздремнули на камне, греясь друг о друга. Место найдено, можно ставить палатки. Но готовить ужин пришлось прямо в палатке у Елены Анатольевны и Ильнура. Зато какое счастье кушать горячую гречневую кашу с разными индийскими специями и соей в тёплой уютной палатке под шум грома и блеск молнии. Чай с печеньками и пряниками был последней каплей, наполнившей мою чашу счастья. Именно в такие моменты понимаешь, как мало нужно человеку для достижения этого эфемерного состояния. Теперь мы, довольные, а главное сухие, ложимся спать. Пусть сегодня вам приснится яркое лучистое солнце!

06.08.2016

Доброе утро, цветущий и снежный Кавказ! Доброе утро, любимые ребята! Сегодня нас ждёт перевал Южные Доломиты, так что вперёд, навстречу приключениям. Подход к перевалу оказался гораздо легче, чем в прошлый раз. Не было ни страха, ни опасений. А может уже просто иммунитет выработался. Шли мы не спеша, любуясь творениями природой. Набрав высоту, мы увидели завораживающую картину — горные озёра… голубые, голубые… ледяные, ледяные. Однако, у нас в группе нашлись смельчаки, которые отважились на время стать моржами. Ныряли несколько раз, а мы мило беседовали с альпинистами, которые нам повстречались.

Искупались, взбодрились, пора двигаться дальше. Проходим ещё два озера, идём по снежнику, аккуратно огибая все камни и скалы, ползём вверх без страховки. Привал... и вновь под рюкзак. Пока лезла, зацепилась косичкой о скалу, больно было ужасно и страшно…, но я справилась. И сразу же новая задача. Пенка отстегнулась и кубарем покатилась вниз, так, что за ней пришлось бежать.

И вот мы стоим на перевале, на высоте 3351 метров! А я, сняв уставшие ботинки, сижу на вершине и наслаждаюсь тающей во рту горькой шоколадкой. Друзья, это просто фантастика! Дождались всю группу. Всё, спускаемся? Нет, самое время для сюрприза. Нас, новичков, ждало официальное посвящение в туристы, со всеми положенными ритуалами. Стоя на коленях с закрытыми глазами, мы вызывали бога Тура. Интересно, что на наш зов прискакали настоящие туры и, стоя недалеко от нас, с любопытством наблюдали за происходящим. Мы давали Ему клятвы не маркировать тропу, не бросать в беде товарища и многие другие обещания настоящего туриста. За клятвой последовало следующее испытание, навсегда включившее нас в ряды горных туристов: всё ещё с закрытыми глазами мы лезли по коридору, сконструированному нашими архитекторами из собственных рюкзаков, при этом получали ледорубами по пятой точке, а при выходе на лбу засветилась гордая буква Т (= турист), нарисованная зелёнкой. Чтобы наша туристская жизнь всегда была сладкой, мы дружно отведали горное мороженое (секрет его приготовления пусть останется кулинарной тайной). Вот теперь мы точно настоящие туристы!

Спускаемся, прыгаем по камушкам, катимся на сыпучке, не забываем на туров поглядывать. Не обошлось без промокших ботинок, но всё же перевал окончательно пройден. Самое время искать место для предпоследней ночёвки. Просторная поляна с большими камнями и речкой — вполне подходит. Через 1,5 часа вся команда собралась за импровизированным каменным столом отведать первоклассную солянку с каперсами и послушать обязательную легенду о чёрном альпинисте. Когда уже совсем стемнело, молодёжь вновь собралась за вечерними беседами и чашечкой ароматного горного чая. Только мы разошлись, дождь пришёл к нам в гости да ещё и гром с молнией с собой взял. Но нам эта троица совсем не страшна, ведь мы в тёплой, уютной, пока ещё сухой палатке.

Завтра нас ждёт немного грустный, но в то же время приятный день… день расставания с группой.

07.08.2016

Последний совместный завтрак, прощание, обнимашки, тёплые слова и пожелания… 9:25 и мы вчетвером постепенно удаляемся от места нашей ночёвки. Впереди 22 км разнообразных пейзажей. По мере сброса высоты картина вокруг менялась с морен и низкой травы, на редкий лес и небольшие кустарнички, а потом и вовсе перешла в густой смешанный лес, похожий на тот, что когда-то увековечил на своих полотнах знаменитый художник Шишкин. Вдоль тропы росла вкусная спелая черника, мимо которой мы, конечно же, не могли пройти. Встретилась нам по пути и небольшая пещера, которую мы немедля исследовали. Немного дальше хорошо оборудованный лагерь «Гвандра», расположенный на берегу реки Черенкол. Здесь есть всё необходимое для жизни: две хорошие каменные костровые (крытая и под открытым небом), небольшая деревянная беседка с лавочками на случай дождя и даже тотемное место для ритуалов с высеченным из дерева идолом. Так что кипит здесь и земная, и духовная жизнь. Чуть дальше проходим самодельную баню с купелью и двигаемся дальше.

По плану — малиновый привал. За невысоким деревянным забором растёт столько вкусной малины, что удержаться просто невозможно. Немного подкрепившись, продолжили наше путешествие по волшебным тропам Кавказа. Время словно ускорило свой ход или за любованием природой мы не заметили, как оно пролетело, но стало вечереть. В 17:40 мы уже стояли на пограничном посту в ожидании своих паспортов. Ещё 2 км и… уже виднеется домик д. Коли, только сам он уехал в горы на охоту. Надеюсь, завтра с ним увидимся. А пока насладимся невероятно вкусными, такими долгожданными горячими хычинами.

В мыслях калейдоскоп событий, лиц, впечатлений, чувств и эмоций. Засыпаю, медленно погружаясь в этот яркий мир грёз. Прощай, так полюбившийся мне Кавказ! Спасибо за то гармоничное и умиротворённое состояние, которое ты мне подарил, спасибо за безмятежность и возможность увидеть твои завораживающие ум и сердце красоты!

Итак, глава P.S…

Поход дарит не только незабываемые впечатления, но и массу других важных вещей. Это своеобразная школа жизни, где за маленький промежуток времени происходит невероятное множество внутренних изменений, которые вначале, казалось бы, вовсе не заметны, но чуть позже ты чувствуешь их благотворное влияние. Это школа, которая учит тебя общаться с природой, твоим окружением и с самим собой. В городе нам порой не хватает времени остановиться среди суеты и подумать о себе, мечтах и целях. И вот в бесконечности гор, гордо держащих свои мудрые седые головы, ты встречаешься с собой, вспоминаешь всё, что было, задумываешься о том, чего бы хотелось. Потом наступает момент, когда мысли вмиг улетучиваются и ты оказываешься в настоящем моменте… ловишь лёгкое прикосновение ветерка каждым сантиметром своего тела, прислушиваешься к дыханию и ритмичной музыке сердца. Слышишь тонкие запахи, окружающие тебя. Замечаешь каждую мелочь, каждый цветок, склонивший свою пёструю голову к твоим ногам, каждую пролетающую мимо букашку. Горы — отличная проверка себя и своих сил, возможность расширить границы своего сознания и получить ощущение уверенности, которая нужна в любом деле.

Выражаю огромную благодарность каждому человечку в нашей команде, вместе мы сделали это поход ярким, интересным и незабываемым. Тёплые слова сказаны, эмоции выражены на листе бумаги… Самое время прощаться и начинать ждать следующей встречи и новых невероятных путешествий.

С добром и пожеланиями всего наилучшего,
Ваша Оля

По уникальным местам Кавказа на карте