Удивительные памятники Воронежа

Воронеж, Воронежская область Достопримечательности

Удивительные памятники Воронежа

Приезжайте в Воронеж, чтобы найти удивительное, ведь только в этом городе существует огромное количество не просто уникальных, а единственных в мире памятников.

За четыре столетия с каждым городом может произойти всё что угодно. Он может вырасти из небольшой крепости до регионального центра, а может из большого города превратиться в провинциальное захолустье. Судьбу Воронежа можно назвать удачной. Он охранял русские границы, начиная с конца XVI века. Здесь появился русский военно-морской флот. Воронеж считается родиной воздушно-десантных войск. В 2008 году он был удостоен почётного звания «Город воинской славы». Но удивить и покорить Воронеж может не только славной историей, но и большим количеством необычных памятников, некоторые из которых являются единственными в своем роде: пирамида, Эйфелева башня, сказки Пушкина, грустная незнакомка, изобретатель машины времени, стул-лекарство от жадности, Маршак, Платонов, знаменитый мультяшный кот и столетняя афишная тумба.

Скульптурный ансамбль вокруг кукольного театра «Шут» (1984)

Проспект Революции, д. 50

Воронежский кукольный театр располагается в старинном здании мужской гимназии на проспекте Революции. Это здание само по себе необычное и напоминает скорее небольшой готический собор. Однако главной изюминкой этого места стали многочисленные скульптуры и скульптурные группы, которые окружают здание со всех сторон. Прямо на площади вас встречает трогательный герой повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». Бим выполнен в натуральную величину, он сидит прямо на каменной мостовой и до сих пор ждёт своего хозяина. На полукруглой ротонде у входа, на колоннах в виде светильников поселились два арлекина и сказочные принцессы: Царевна-лебедь, Золушка, Принцесса на горошине и Эльза. С часов на стене трубят веселые глашатаи, а в игровом садике за театром можно найти героев сказок Пушкина. А если присмотреться повнимательнее, в фонтане можно найти настоящую фею.

Памятник котёнку с улицы Лизюкова (2003)

Улица Генерала Лизюкова, д. 4

Кота по имени Васька создал знаменитый советский мультипликатор Вячеслав Котёночкин, а памятник тому самому коту создавался по эскизу юной жительницы Воронежа, которая победила в специально организованном детском конкурсе. Теперь выполненный из железа весёлый кот сидит, свесив ноги, на африканском дереве вместе со своей приятельницей вороной и рассказывает ей о своих дальних странствиях. Говорят, что в мире существуют всего три памятника, посвящённых мультяшных героям. Один из них живёт на севере Воронежа и исполняет желания тех, кто любит путешествовать. Загадайте место, закройте глаза и пожмите Ваське левую переднюю лапу.

Корабли «Меркурий» (1972) и «Гото Предестинация» (2009)

«Меркурий» — посреди Воронежского водохранилища

«Гото Предестинация» — Адмиралтейская площадь

Не Санкт-Петербург и не Москва, а именно Воронеж является колыбелью российского военного  флота. В память об этом в начале 70-х годов ХХ века в водах Воронежского водохранилища, которое здесь ласково называют «морем», появился не слишком изящный, наклоненный под углом бетонный постамент. А на нём, как контраст, летящая над волнами, ажурная миниатюрная копия одного из самых первых кораблей Петра Великого — «Меркурий», с которым он ходил в походы на Азов. 

Зато на Адмиралтейской площади можно найти полноразмерную ходовую копию другого известного корабля той эпохи — «Гото Предестинация». Этот 58-пушечный парусный линейный корабль был спущен на воду в 1700 году. Его копия создавалась исключительно на основе двух старинных изображений, поскольку оригинальных чертежей в архивах не сохранилось. Сейчас можно осмотреть и сам корабль, и небольшую музейную экспозицию, расположенную на борту.

Лечебный стул (2011)

Площадь Ленина

Стоящая на одной ноге и трёх опорах, несколько корявая, но очень полезная скульптура стоит в Воронеже на площади Ленина. Стул обыкновенный, антижлобский, за номером 0001, высотой полтора метра излечивает чудесным образом от жадности всякого, кто осмелится на него сесть. Первое, что делает человек, садящийся на этот стул — улыбается — доказано десятками свидетельств. Ведь он признаётся сам себе, что доля жадности в нём всё-таки есть, и не боится в этом признаться. Таблеток от жадности и жлобства здесь не выписывают, зато можно получить положительный эмоциональный заряд от расположенных на сидении ладошек. Самые стеснительные и сомневающиеся в собственной жадности могут просто приложить к ладошкам на стуле свои собственные.

Дом-гармошка (1929)

Улица Карла Маркса, 94

Жилой дом на 50 квартир в модном конструктивистском стиле появился на углу улиц Старо-Московской (ныне ул. Карла Маркса) и Студенческой в 1929 году. Пять абсолютно одинаковых углов-зигзагов выглядывали друг из-за друга таким образом, что казалось, будто это пять отдельно стоящих зданий. Архитектор проекта Н.В. Троицкий был очень удивлен тому, что победил именно его проект, ведь его форма была довольно странной. Однако с удовольствием получил причитающуюся премию в 600 рублей. Как объяснили позже представители приемной комиссии – его проект просто оказался наиболее вместительным и хорошо вписывался в архитектурный ансамбль улицы в целом. Теперь это здание – одно из главных достопримечательностей города. Однако сегодня его облик уже не является оригинальным. Фасады очень пострадали во время бомбежек Великой Отечественной войны и были восстановлены уже в другом архитектурном стиле.

Музей забытой музыки (2007)

Улица 9 января, 108

На северной окраине Воронежа находится один из лучших, по мнению туристов, музеев города. За некоторыми экспонатами музея организаторы охотились долгие годы, другие создавали сами или реставрировали. Каждый из них уникален, ведь может так статься, что именно в этом музеев находится самый последний на Земле экземпляр. Речь идёт о старинных музыкальных инструментах разных народов мира, многие из которых считаются исчезнувшими. Помимо того, что музей является уникальным, но ещё и самый нескучный. Рассказы об инструментах увлекательны, и на любом из них можно попробовать поиграть. Здесь то и дело раздаются звуки всевозможных бандур, русских гудок, лир, гуслей, волынок, харди-гарди, чонгури, трещоток и карманных скрипок. Можно самому воспроизвести колокольный перезвон. Никому скучно не будет. Вот только нужно заранее узнавать режим работы музея, который очень часто уезжает на гастроли.

Памятник Коню / конь Ярыж (2007)

491 км автодороги Москва—Воронеж

Его называют Ярыжем, этот весьма неоднозначный памятник огроменному коню, который стоит на территории частного отеля, при въезде в Воронеж. Весьма знаменитый скульптор трудился несколько лет над этим творением высотой в 3,5 метра с непростым телосложением. Если бы не голова лошади, его можно было бы принять за прокаченного бульдога, который готовится прыгнуть прямо на вас. Ко всему прочему, бедное животное, явно перекормленное стероидами, лишено хвоста, а в зубах держит сломанный рельс. Местные жители шутят, что хвост коню действительно не нужен, ведь мухи к такому чуду подлетать побоятся. А вот рельс в зубах по сей день остается загадкой. Однако главная деталь, которая будоражит умы жителей и заставляет туристов доставать камеры, находится у коня между ног. Да, сложно усомниться, что перед вами именно конь. Что ж, любители памятников с загадкой — вам сюда.

Пирамида (2000)

Площадь Славы

Если въезжать в Воронеж со стороны Москвы, по федеральной трассе М4, то можно увидеть довольно странный памятник. Его начали строить ещё в 2000 году, но сегодняшний свой вид он приобрел только девять лет спустя, поскольку финансирования все время не хватало, и никто в городе не мог определить, зачем этот памятник вообще начали строить. Поговаривали, что начали строительство масоны, якобы с разрешения губернатора. Долгое время посреди площади стоял голый остов, который затем покрыли красным стеклом и пластиком. В 2009 году, к празднованию очередной годовщины Великой Отечественной войны и в честь присвоения Воронежу почётного звания «Город воинской славы», на красной пирамиде закрепили эту надпись, звёзды по бокам и Орден Победы. По вечерам пирамиду подсвечивают красной иллюминацией, что придаёт памятнику особую торжественность. Однако со временем его могут демонтировать ради строительства новой транспортной развязки.

Эйфелева башня (2012)

Московский проспект, 38

Точная копия парижской Эйфелевой башни, уменьшенная ровно в 100 раз была установлена в сквере около единственной гимназии в Воронеже, которая специализируется на изучении французского языка. Ровно 324 сантиметра и ночная подсветка, всё как на башне Гюстава Эйфеля. Копий Эйфелевой башни в мире очень много, есть одна, например, и в Петербурге. Есть она даже в самой Франции, на высокой скале в городе Лионе, там она исполняет обязанности местной телебашни. Возможно, не таким удивительным кажется её памятник в Воронеже. Однако просто ради шутки и улыбок, можно будет сказать: «Была в Воронеже, видела Эйфелеву башню».

Ротонда областной клинической больницы (1930-е)

Угол улиц Бурденко и Транспортной

На первом этаже этой прекрасной многоуровневой ротонды был большой вестибюль с фонтаном. На втором уровне проводились занятия для студентов медиков. А общий ансамбль на многочисленных колоннах был главных входом в областную больницу. Около 200 дней почти непрерывно на территории больницы велись бои, её поочередно захватывали то немецкие, то советские войска, а в подвалах от немецких бомбёжек укрывались местные жители. Когда немцы были полностью изгнаны из Воронежа, оказалось, что за годы войны в городе были уничтожены и превращены в руины почти все здания. На их восстановление ушли долгие годы. На территории больницы устояла лишь ротонда, она гордо стояла среди развалин, зияя в небо провалившейся крышей. Больницу восстанавливать не стали. Не уничтожили и ротонду как символ стойкости горожан. В 1965 году, когда страна отмечала 20-летие Великой Победы, решением городского Совета Воронежа Ротонду официально признали памятником. Пожалуй, в каждом городе есть такой памятник, который можно назвать грустным. Самый грустный памятник Воронежа — Ротонда областной клинической больницы.

Мемориальная доска в честь изобретателя машины времени (2013)

Улица Карла Маркса, 45

Происхождение этого памятника не вполне понятно, а может быть специально сокрыто тайной. Несколько лет назад на ул. Карла Маркса, на фасаде дома номер 45 появилась странная мемориальная доска, которую власти не могут демонтировать, ведь закон для неё ещё не писан. На данный момент в законодательстве действительно существует статья, согласно которой, мемориальные доски, размещение которых не было согласовано, власти имеют право снимать без объяснения причин. Однако это касается лишь досок, относящихся к прошлому известных личностей. Но что делать, если на табличке значится: «В этом доме с 2063 по 2065 гг. жил С.В. Савельев, изобретатель машины времени»? На этот вопрос ответа у городской власти нет, поэтому необычный памятник продолжает висеть на своём месте, ни коим образом не оскорбляя культурное наследие города. На самом деле, мемориальная доска посвящена изобретателю машины времени по имени Савельев Семён Васильевич — персонажу фантастического рассказа Сергея Ушенина «Парадокс дедушки».

Памятники Маршаку (2015) и Платонову (1999)

Маршак — улица Карла Маркса, 72

Платонов — проспект Революции, сквер перед зданием ВГУ

Первый и единственный в стране памятник замечательному детскому поэту Самуилу Маршаку был открыт около двух лет назад около дома, где проживал поэт. От холодного бронзового двухметрового памятника так и веет теплом, ведь перед вами появляется застывший во времени человек с большой душой, которого любит и помнит наизусть ни одно поколение детей всей нашей страны. Как всегда добродушный, Самуил Яковлевич просто ненадолго остановился, чтобы поболтать со своей музой — маленькой девочкой с ангельскими крыльями. Да вот ещё птичка успела сесть на руку. 

А около Воронежского государственного университета по скверу идёт на встречу ветру и неприветливому будущему худой и мрачноватый, главный антиутопист Советского Союза — Андрей Платонов. Единственный в своём роде памятник был установлен в год столетия писателя. Его настоящее имя Андрей Платонович Климентьев. Его родным городом был и всегда оставался Воронеж.

Памятник незнакомке (2008)

Плехановская улица, 41

Посреди неспешного бульвара, изящная и печальная, сидит на стуле прекрасная незнакомка. Картина замерла, и каждый прохожий может додумать историю самостоятельно. То ли ждёт она мужчину, забывшего пиджак на соседнем стуле, то ли уже не ждет. То ли взгляд её полон надежды, то ли вселенской грусти. И так проходят для неё миг за мигом, прохожий за прохожим. Щёлкают затворы камер, туристы и местные жители улыбаются удачно получившемуся фото на фоне необычного памятника. И каждый раз они уходят, и каждый раз она остаётся одна. В каждом городе есть памятник, у которого принято просить сокровенное. У прекрасной незнакомки никто не просит исполнить желания. Но говорят, что здесь прекрасно размышляется.

Памятник ДНК (1970)

Улица Феоктистова, 6

И опять-таки единственный в мире памятник кислоте дезоксирибонуклеиновой, а именно так, по-научному сложно, звучит ДНК, тоже находится в Воронеже. Его перевезли сюда в 70-е годы из Зеленограда и поставили как памятник во славу Советской Науке. Он находится на перекрёстке улиц Мира, Феоктистова и Энгельса и довольно сильно дисгармонирует с расположенным неподалёку кафедральным собором. Жителям Зеленограда памятник никогда не нравился, поэтому в Воронеж его почти изгнали, променяв на несколько тонн железа. Напротив, жителям Воронежа он приглянулся до такой степени, что они заступились за памятник, когда в 2010 году ему грозил снос из-за обветшания.

Старая афишная тумба (конец XIX века)

Перекрёсток улиц Пушкинской и 9 января

Сложно сказать, какой толщины могла стать эта старая афишная тумба, если бы с неё все полтора века её жизни не снимали поклеенные афиши. На своем веку она видела самых именитых звёзд, самые яркие театральные представления, самые лучшие концерты. Она знает историю города лучше любого жителя. Массивная и старинная, она до сих пор используется по назначению, хотя после всех революций, войн и природных катаклизмов, она осталась последней среди себе подобных.