Пять легендарных малых городов

Вся Россия Внутренний туризм

Пять легендарных малых городов

Углич. Алексеевский монастырь

В конце года принято подводить итоги. Поэтому мы составили собственный рейтинг или топ-5 малых городов, которые были наиболее интересны нашей аудитории, согласно статистике просмотров. Пять малых городов — пять старых легенд.

Заканчивается 2018. Год, который для нашей маленькой редакции стал открытием. Вернее будет сказать, открытием был каждый новый день, когда мы знакомились с удивительным наследием прошлого нашей страны — малыми историческими городами и поселениями. Мы назвали проект «Другие миры», поскольку поняли, какая огромная пропасть лежит между суетливой жизнью мегаполисов и почти деревенским укладом жизни в небольших городках, что их окружают, но остаются почти незаметными.

Другой ритм, другое видение ценностей, другие приоритеты. И воспринимать их нужно именно так, по-другому. Без шаблонов и лицемерия. Разглядывать внимательно, словно клад с вещами, ценности которых не понимаешь, но хочешь постигнуть. Малые города удивительны. Здесь на одной улице можно найти шедевр архитектуры и чертополох. Можно увидеть руины былого великолепия и умение сохранять традиции. Гостеприимство и скромность. Для тех, кто хочет удивляться находкам, увидеть мир под другим углом и с уважением отнестись к его неповторимости. За этот год нам удалось собрать не так много, по сравнению с тем, что ещё предстоит открыть. Города, достопримечательности и факты мы подбирали по собственному усмотрению, но надеемся, что в дальнейшем нам помогут в этом читатели и жители малых городов.

Кимры. Легенда о купленной свободе

Кимры. Улица Кирова, фото Вячеслава Никифорова

Ровно 300 лет, с момента первого упоминания этого села в летописях, кимрские земли являлись дворцовыми. Это означало, что владельцем являлась царская семья, но предназначались такие угодья для подарков за заслуги родственникам или чиновникам. Хозяева менялись часто, потому что Кимры не получалось передать по наследству из-за разных обстоятельств, несмотря на то, что никакого древнего проклятия на этих землях, вроде бы, не лежало. Воевода Старицкий получил Кимры в дар от двоюродного брата Ивана Грозного, но был обвинён в измене, и его семья была умерщвлена. Князь Мстиславский умер бездетным. Боярин Львов постригся в монахи. У рода Салтыковых-Головкиных, которые получили Кимры в результате удачной женитьбы дочери, село было конфисковано после переворота, а затем прервался и сам род. Кимрская земля досталась Скавронской — племяннице Екатерины I. Её муж граф Воронцов начал активно развивать сапожный промысел и торговлю, в результате которой село быстро разбогатело. После его смерти Скавронская вышла замуж за рыцаря Литта, который был сослан в Кимры и хотел превратить село в Версаль, но получил позволение вернуться в Петербург и строительство забросил. Правду сказать, Скавронской удалось передать Кимры дочерям по наследству, но одна из них умерла за границей, а вторая вышла замуж за безродного певца и лишилась графского титула. Уезжая, последняя владелица решила продать свои земли, а разбогатевшие жители решили не упускать возможность. Они обратились к правительству с просьбой выкупить на волю сразу всё село. Это случилось в 1846 году, за 15 лет до отмены крепостного права. За вольную было уплачено 495 тысяч серебром.

Коряжма. Легенда о счастливой любви

Коряжма. Кедровая роща

Одним из главных символов Коряжмы является прекрасная кедровая роща. А в роще той растёт Степаново дерево — самый первый кедр, появившийся в этих местах, благодаря толи местным монахам, толи старой легенде о любви и верности. Жил да был в Коряжме красавец Степан, который полюбил девушку Ульяну из соседнего села. Но при всей своей статности и пригожести Степан был на удивление застенчивым и никак не мог найти повода, чтобы подойти к понравившейся девушке и познакомиться. Он решил просто дождаться удобного случая, ведь Ульяна часто ходила в церковь одной и той же дорожкой. Степан выбрал пригорок поближе и поприметнее и стал ждать возлюбленную. А чтобы время скоротать, взял с собой поесть кедровых орешков. Ульяна сразу обратила внимание на красавца, а поскольку никаких препятствий у возлюбленных в этой легенде не было, они довольно скоро попросили разрешения у родителей на свадьбу. Однажды, гуляя по любимой тропинке, уже будучи мужем и женой, они увидели, что на том месте, где сидел Степан, появилось маленькое пушистое кедровое деревце. Деревце выросло в огромный кедр, а местные жители прозвали его Степановым. Вокруг него чуть позже монахи посади молодые саженцы, так и появилась в Коряжме знаменитая кедровая роща. А люди с тех пор приходят к Степанову дереву, что стало символом любви и семейного счастья, и делятся своими любовными переживаниями.

Углич. Легенда о вещих птицах

Углич. Богоявленский монастырь

История этого города на Волге, а точнее сказать исторические легенды, не один раз были связаны с птицами. Самой известной является легенда об огненном петухе, который жил недалеко от Углича и всякий раз предупреждал горожан о нападении врагов. Вторая легенда связана со строительством главного городского монастыря — Богоявленского. Говорят, что в XVII веке, на этом месте находился огромный фруктовый сад местного купца Буторина, который инокиня хотела выкупить под строительство нескольких церквей. Буторин продать земли согласился, но в последний момент вдруг попросил сумму в пять раз больше. Таких денег у монастыря не было. Купец остался при своём, но вскоре ему начали сниться кошмары. Огромные чёрные вороны в свете сверкающих молний слетались к саду и начинали уничтожать деревья. После нескольких ночей без сна скупой купец попросил помощи у старца и продал монастырю свои земли по первоначальной цене. Спустя ещё некоторое время птичьи сны начала видеть жена купца Буторина. Но вместо страшных воронов ей являлись прекрасные лебеди. Они спускались в сад и всегда садились в одних и тех же местах. Набожная купчиха рассказала свой сон инокине, и было решено ставить церкви именно там, где во снах являлись лебеди. Как оказалось позже, сон купчихи был пророческим, ведь именно в этих местах почва оказалась достаточно твёрдой для будущих фундаментов, а другие участки сильно подмывали подземные реки. Рассказывают в Угличе и другую версию, в которой птицы нападали на сад не во сне, а наяву. За одну зиму вороны и галки так сильно попортили купеческий сад, что все деревья просто засохли. Ну а Буторин просто побоялся кары небесной, которая могла с сада перейти на саму семью.

Кондопога. Легенда о языческой богине

Кондопога. Успенская церковь

Летом 2018 года в карельском городке Кондопога сгорела старинная Успенская церковь, шатровый деревянный храм 1774 года постройки. Вместе с ним сгорела и одна из главных загадок наших предков. Церковь срубили на месте ещё более старой. В русских городах уже вовсю работали каменщики, а на севере мужики по-прежнему отдавали предпочтение топору и корабельным соснам. Так над Онежским озером появился высокий изящный силуэт с шатровой главкой и парящей лестницей. Церковь получилась очень женственной, словно девушка смотрела в воды озера и грустила о своём возлюбленном. В самом деле церковь была возведена в честь печального события. Несколькими годами ранее в Кижах и Кондопоге царские войска жестоко подавили народное восстание. Поэтому средства на строительство собирали всем миром, чтобы помянуть души погибших. Церковь получилась величественной и мощной, а до сегодняшнего времени, она была ещё и самой высокой на русском севере. Целых 42 метра, тянущихся к самым небесам. Кстати сказать, Успенская церковь и собственными расписными «небесами» славилась. Но тайна притягательности Успенской церкви хранилась в помещении трапезной. В самом центре помещения располагались два странных столба, покрытых резьбой в три ряда, окрашенных в глубокий синий цвет и вскинувших подпорки словно руки к потолку. Оказывается, строители умудрились поставить практически в самом центре православного храма, идола Мокоши. Именно такой можно увидеть эту языческую богиню на вышитых северных узорах. Богиня судьбы, ткачества и женской сущности. Она была добра к хорошим хозяйкам, если те не ткали в священный пятничный день, а также помогала в решении жизненных проблем. Говорят, что в трапезной Успенской церкви местные жители собирались на большие сходки для принятия общих решений. Хотя доподлинно теперь уже кто-то вряд ли скажет, почему языческая богиня появился в христианском храме. К сожалению, после утраты самой церкви увидеть столбы Мокоши можно только на фотографиях.

Белозерск. Легенда о медвежьем князе

Белозерск. Преображенская церковь, фото Прокудина-Горского, 1909 год

Белозерск — один из самых старых русских городов, появившихся ещё в дохристианскую эпоху. Поэтому самые древние легенды этих краёв связаны с языческими представлениями наших предков об устройстве мира. Вот и у древнего северного озера обитал когда-то хозяин леса, князь всех медведей с густой белой словно снег шерстью. В это же время в Киеве княжил Владимир, который отличался буйным нравом и прославился как замечательный охотник на медведей. Князь киевский не мог отказать себе в удовольствии поохотится на князя медвежьего. Он собрал большое войско из самых доблестных витязей и выдвинулся в северные земли. Им навстречу из чащобы вышел огромных размеров медведь, которому не страшны были ни рогатины, ни мечи, и разметал он всю дружину в считанные секунды. Самого князя могла постигнуть та же участь, если бы он не начал молиться мудрому богу Велесу. Неожиданно медведь обратился к Владимиру человеческим голосом и наказал ему от имени Велеса больше не появляться в здешних местах. Да и охотиться медведь разрешил только простым людям, которые не жаждали славы, а лишь хотели прокормить семью. Князь киевский повернул было обратно, но затаил злобу на животное, которое посмело ему приказывать. Не знал он, что это мудрый Велес явился ему в образе медведя. Вернувшись в столицу, Владимир решил собрать ещё одно войско, чтобы покончить с князем медведей. Вот только наутро нашли князя задушенным медвежьими лапами, а воины его обратились в дубовые столбы. Медведя-хранителя и сейчас видят в лунные ночи, да и само озеро назвали Белым в его честь.