Все суеверия русского народа

Углич Достопримечательности

Все суеверия русского народа

Плюньте три раза через левое плечо, чтобы бес не попутал вам дорогу и отправляйтесь в Ярославскую область, чтобы узнать откуда растут ноги у русских суеверий.

Висит у меня на входной двери маленькая подковка с домовёнком и колокольчиком, давным-давно подаренная друзьями. А ведь не считаю я себя суеверным человеком, и домовой в панельной хрущевке обитать вряд ли не может. Просто живёт в душе каждого русского человека набор старинных языческих истин об окружающем мире, который глубоко в нас запрограммирован. Если скептик в этот момент наморщил лоб, это не значит, что он никогда в жизни не плевал через плечо и не стучал по дереву. Даже если мы не боимся пятницы 13-го или перейти дорогу за чёрной кошкой, то о существовании этих примет знаем точно. Откуда? Да, от бабки, а та от своей бабки и так далее, в самую глубину веков, когда человек, в надежде на защиту от сил природы, увешивал себя и своё жилище всевозможными оберегами. Сегодня люди, верящие в приметы, скорее вызывают улыбку, а юмористы пытаются ещё больше эту веру высмеять. Конечно, сложно назвать нормальным человека, который пойдёт в полночь на кладбище искать бабу с пустыми ведрами. Однако так приятно любому из нас, почёсывая левую ладонь, мечтательно сказать «к деньгам, наверно». А уж присесть на дорожку, просто обязан любой уважающий себя турист.

Отправляемся сегодня в необычный музей, где собраны все приметы и суеверия русского народа. Этот музей частный и существует в Угличе с 2001 года на улице 9-го января, 40. Двухэтажный деревянный дом на окраине города Углича в Ярославской области приютил рукодельную коллекцию восковых фигур и несметное количество разнообразных оберегов на все случаи жизни. Музей совсем небольшой, всего три комнаты. Довольно пыльный, однако, на мой взгляд, это только добавляет колорита. А ещё его можно назвать ёмким, ведь несмотря на размеры и непродолжительную экскурсию, здесь можно узнать всё о происхождении русских суеверий: кто на самом деле стоит за героями русских волшебных сказок, почему наши древние предки так верили в чудеса и не жалели времени и сил на то, чтобы призывать их в свою жизнь, откуда в нашей жизни появились поговорки и присказки, где в суевериях настоящая мистика, а где обычная житейская мудрость. Музей содержит супружеская пара — Дарья и Александр, которые занимаются постоянными исследованиями легенд и преданий прошлого и все экспонаты для музея изготавливают самостоятельно. Поэтому не удивляйтесь, нажав на кнопку звонка и ожидая появления Бабы Яги (как написано в объявлении над воротами), что встретить вас может мужчина.  А дальше вся власть в музее отдана его потусторонним персонажам, жившим в воображении русских крестьян, а на самом деле, живущих в их домах, печах, конюшнях и полях. Или наоборот? 

Самый главный хозяин в настоящем рубленном русском доме, конечно, Домовой и знает об этом даже самый распоследний реалист. Появлялся Домовой из сгустка энергии, что возникала из душ убитых деревьев, срубленных для постройки конкретной хаты. Домовой в первую очередь являлся контролем качества избы, проверял каждый её уголок и каждое бревно «на соответствие» качеству жизни в будущем доме. А если строители напортачили и через какую-то щёлочку по дому гулял ветерок, домовой самостоятельно неисправность устранял, однако весь свой гнев на нерадивых строителей обрушивал на первого вошедшего. Именно поэтому, первой в дом запускали кошку. От греха подальше! А дальше между странным существом и хозяевами дома завязывались долгие и прочные отношения, и своего Домового семья даже перевозила на новое место жительства. А вот теплота этих отношений зависела от хозяйственности членов семьи и их незабывчивости. Ведь независимо от даты постройки дома и появления в нём Домового, его день рождения приходился строго на 10 февраля. С вечера нужно было не забыть оставить ему маленький подарок — чарочку водочки. После чего непритязательный хранитель дома оставался довольным весь следующий год, а дом был — полная чаша. Полагалась Домовому и пара, звали которую Кикимора. Наверняка большинство из нас слышало о Кикиморе болотной, однако была и домашняя, что жила за печкой, много капризничала и безобразничала в хате. Может характер у неё был неуживчивый, может ссорились они с Домовым по личным вопросам, однако в старину говаривали, что она таким образом воспитывала ленивых хозяек. Поэтому девушек учили не откладывать дела на завтра, чтобы за ночь Кикимора не испортила начатое, но незаконченное.

Если в старинном русском доме обитали Домовой с Кикиморой, то в старинном русском поле обитали куда менее известные персонажи славянских суеверий Полевик и Полудница. В этой паре добрым и отзывчивым был также мужской персонаж. Он берёг посевы да урожай от воров, птиц, зверей, хворей. Ему приносили в поле специальные дары в Духов день, когда работать на земле строго запрещалось. Его жена также охраняла урожай. Она ходила по полю в самые жаркие часы с огромной сковородкой и ею отводила солнечные лучи от молодых, зелёных, неокрепших росточков. Однако доброй она была только к взошедшим посевам и совсем недоброй к деревенской ребятне. Именно этим персонажем пугали маленьких детей, чтобы те не ходили в поля в одиночку: «Поймает тебя Полудница и зажарит на своей сковороде».

Вообще, по ходу экскурсии складывается впечатление, что женскими образами в старину пугали гораздо чаще, чем мужскими. Вот сидят по разные стороны комнаты две русские ведьмы — молодая и старая. Молодая — олицетворение ведьмы южных русских народностей, чаще всего красивая бездетная вдова, которая хорошо разбиралась в травах и природных явлениях, отчего в глазах односельчан являлась прообразом дьявольской силы на земле. Её боялись и после смерти, поэтому хоронили особым способом: вниз лицом и с осиновым колом в сердце, чтобы не вернулась она в ещё более страшном обличии упыря или вурдалака. Чаще всего такие персонажи были вполне реальными женщинами с весьма печальной судьбой, вынужденные всю жизнь провести в противостоянии небольшим сельским сообществам. А вот северные ведьмы были более мистическими и гораздо более старыми. Баба Яга, как правило, наделялась опцией бессмертия. Жила она не в сообществах, а в глухой глухомани, в странной избе, расположенной на высоких пнях, которые в народе прозвали «курьими ножками». Она лечила животных, а вот к людям особой теплоты не испытывала. Когда матриархат сменился патриархатом, и мудрейшая глава рода (а именно так переводится слово «Яга») стала не нужна в новых обстоятельствах, добровольно обрекла себя на отшельничество. Другими несказочными сведениями о существовании таких ведьм являются многочисленные истории о ритуале инициации молодых юношей, которые должны были в одиночку пойти в дремучий лес, чтобы пройти ряд испытаний в той самой избе и вернуться в деревню настоящими мужчинами. А сколько сказок на эту тему прочитали вы?

Была ли доброй птица Сирин? Что можно увидеть в зеркале на святки вместо суженного-ряженного? Что защищал куриный бог на самом деле? В каких жизненных обстоятельствах поможет фраза «чур меня»? Дар гадания цыганки — всего лишь прикладной гипноз? И ещё много ответов можно найти в этом небольшом музейчике, расположенном вдали от туристических троп и намоленных мест. И не забудьте, что оплату за его посещение нельзя передавать через порог.

Музей мифов и суеверий русского народа

Ярославская обл., г. Углич, ул. 9-го января, д. 40
N570 31.402, E380 18.483

Часы работы: 11:00—17:00, ежедневно, по предварительной записи

Тел.: (48532) 4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Цена билета: 100 руб. взрослый, 50 руб. детский, фотосъемка 50 руб.