Праздник Ивана Купалы глазами психолога

Вся Россия Внутренний туризм

Наверняка все слышали про народный праздник Ивана Купалы, отмечаемый славянами со времён язычества. Чем же он может быть интересен современному городскому жителю?

Праздник Ивана Купалы: традиции

Праздник Ивана Купалы или Иванов день у древних славян был посвящён летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Все ритуалы проводились в ночь накануне праздника и были связаны с водой, огнём и травами.

Первая традиция — купание. До захода солнца было необходимо искупаться, желательно в проточной воде — реке, озере. За неимением водоёмов или при холодной погоде, вполне возможно было обойтись хорошей банькой. Согласно древним славянским поверьям, с этого дня из рек уходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, считалось, что вода Иванова дня обладает живительными и магическими свойствами.

Вторая традиция — разведение костров. Ближе к закату разжигались жаркие и высокие костры, чтобы провести обряд очищения и сжечь старые, ненужные вещи. В купальских кострах сжигали даже снятые с хворых сорочки, чтобы вместе с бельём сгорели и болезни. Вокруг костра следовало водить хороводы, плясать, петь купальские песни. Кульминацией праздника Ивана Купала считались прыжки через костёр: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгали через огонь, чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров. Так же с огнём в ночь на Ивана Купалу связывали выбор пары и брачные обряды: юноша и девушка, взявшись за руки, должны были прыгнуть через костёр и обменяться венками из трав. Таким образом они становились мужем и женой и имели право начать совместную жизнь.

Третья традиция — травы. Ивана Купалу называли также Травником. Во-первых, на Купалу крестьяне открывали большой покос. Во-вторых, в ночь перед праздником нужно было собирать лечебные травы, ведь они приобретают особенные свойства — при условии, что сборщик выполнял все необходимые обряды. Одним из главных символов Иванова дня был цветок иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Вторая главная травка праздника Ивана Купалы — мифический, не существующий в природе цветок папоротника. Славяне крепко верили — кто его найдёт, тот станет фактически сверхчеловеком: станет прозорливым, будет понимать язык животных, видеть все клады, где бы они ни были зарыты, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землёй и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку. Если венок из цветов и трав не тонул и плыл по течению, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Бросали и венки из берёзы: если тонет — смерть, плывёт — к замужеству, к берегу прибьётся — незамужней быть.

Праздник Ивана Купала: психология

Я вкратце описала основные моменты знаменитого народного гуляния, но вокруг этого события много других ритуалов и поверий. Одной из самых забавных для современного человека традицией, на мой взгляд, является традиция для одиноких девушек, несчастных в любви. Дабы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу они должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока голая красавица бегает кругами, возлюбленный обязательно увидит её во сне, а на утро поймёт, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь. Но я подозреваю, что не девушки выдумали такую традицию, а юноши и ради наблюдения за исполнением такого ритуала они спать вовсе не ложились.

А если посмотреть на этот праздник с точки зрения психологии и практической пользы? Ритуалы, обряды — это часть культуры, которая создаётся нами на протяжении тысячелетий и передаётся из поколения в поколение. С помощью таких цикличных ритуалов укрепляется единство общества (вспомните праздник 9 мая: насколько мы чувствуем себя единым народом перед внешним врагом).

В одиночку перед могущественным миром человек чувствует себя беззащитным и слабым. В обряде и ритуале каждый участник целиком включается в действо и ощущает себя связанным тесными узами с группой. Эти народные праздники повышают сплочённость, успокаивают человека, дают ему чувство причастности к чему-то большому и великому. Такие переживания в группе единоверцев дают человеку ощущение благополучия, облегчения, ослабляются длительные и интенсивные стрессы.

Предполагают, что обряд как понятие возник как противовес в борьбе с «его величеством случаем». Участие в праздничном массовом действе помогает человеку справляться с ситуациями, над которыми он не властен. Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром. Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Благодаря вековым традициям и генам желание обладать магическим мышлением передалось и современному человеку. Оно призвано помогать в борьбе с самым главным страхом человека испокон веков — страхом перед неизвестностью.

В ходе постепенного интеллектуального развития человек стал меньше верить в чудеса, стал больше искать рациональные причины и обоснования явлениям — почему горит огонь, почему течёт вода. Человек начал накапливать знания о природе и систематизировать их. Давать имена явлениям и предметам. Сакральный смысл ритуалов сменился приёмами психологической защиты. Если чему-то страшному дать имя, оно уже не властно над нами. Если одолевает какая-то эмоция (как правило, негативная — ярость, злость, раздражение, бешенство), то стоит её самому себе назвать — «я злюсь, мне это не нравится» — и сразу испытываешь некоторое облегчение. Как только эмоция, которая довлела над вами, названа, и вы приобретаете контроль над происходящим внутри вас.

Вот такой феномен. Так же было и в старину. Древние люди давали название всему, что их окружает, систематизировали, заключали в рамки классификаций. Люди структурировали своё время, создавали ежегодные, ежемесячные, еженедельные ритуалы и обряды. Приписывали смысл всему и создавали дополнительные, выгодные для себя смыслы, помогающие преодолеть страх перед неизвестностью и неопределенностью, справиться с трудностями. Конечно, какие-то закономерности природы имели под собой почву и несли материальные выгоды: как, например, собирание трав. С практической точки зрения праздник Ивана Купалы был как раз пиком сезона сбора, когда травы имеют максимальную насыщенность и пользу. Не зря же после праздника открывали покос.

С другой стороны, праздник Ивана Купалы сопровождался приметами и верованиями. Символические действия (пускать венок по реке, прыгать через огонь), желание угадать, что будет — эти традиции по сей день создают ощущение причастности к чему-то волшебному, значимому, важному. Они дают уверенность, что человек имеет контроль над природными и социальными процессами. Народные праздники в современном мире, в том числе Иван Купала, помогают сохранить ощущение цикличности движения времени, позволяют отвлечься от обыденности, «впасть в детство», почувствовать сопричастность древним ритуалам, гармонию человека с природой, магическое всевластие. Без таких праздников время вытягивается в одну бесцветную однородную нить, устремленную в неопределенность, а это вызывает у человека тревожные чувства.

С  точки зрения психологии обряды и ритуалы, проводимые на празднике Ивана Купалы, предлагают современному человеку безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ организации досуга, способ отвлечься от действительности и полностью расслабиться. Как психолог, рекомендую праздник Ивана Купалы к обязательному посещению!