Кереть: древнее село, зубатка и медведь

Республика Карелия Экотуризм

Кереть: древнее село, зубатка и медведь

Карельский берег Кандалакшского залива богат историей и рыбой.

Ночью на остров приходил медведь. В сторону нашего лагеря он не пошёл, потоптался на берегу и с отливом вернулся на соседний, больший, остров. Между островами Кишкин и Черемшиха, на котором мы решили поробинзонить несколько дней, не больше пары-тройки сотен метров. Во время отлива здесь образуется песчаная коса, усыпанная камнями, небольшими морскими звёздами и мидиями. Вот медведь и ходит лакомиться ими, как только вода отступает. На нашем берегу медведь оставил отпечатки двух огромных лап, одной задней и одной передней. Признаюсь честно, таких огромных я не видел давно, с тех пор, как закончилось детство в далёкой Сибири. Поэтому оставалось только порадоваться, что такая махина не двинулась в нашем направлении.

Солнце над Кандалакшским заливом уже встало, ночной туман рассеялся. Больше всего хотелось вдохнуть поглубже этот солёно-хвойный воздух и оглядеться. К Черемшихе мы швартовались поздно ночью, палатки ставили в кромешной тьме, поэтому полюбоваться карельскими красотами вчера не удалось. Остров Черемшиха небольшой, едва ли полкилометра в диаметре. Расположен среди группы других островов, у южного берега Кандалакшского залива. Эти места часто называют Кереть, несмотря на то, что даже у самого маленького острова вроде нашего есть своё имя. Кереть — это и местная река, и остров, и озеро, и старинное поморское село чуть подальше устья. А ещё есть губа Кереть и архипелаг Керетский, одним из островов которого и является Черемшиха.

Сейчас до большой земли примерно 7-8 километров. Вот собственно и координаты острова Черемшиха, если кого-то заинтересует: 66°18'48.3"N 33°54’09.3"E (66.313417, 33.902583). А посмотреть здесь есть на что. Как и везде в Карелии, этот остров скорее скопление огромных скальных пород, выпирающих из-под земли, на которых чудесным образом прижились сосны и мхи. Красота невообразимая: чувство такое возникает, что все эти камни мастер какой-то вырезал, долго и с большой фантазией. А затем пришёл ещё один мастер и посадил прямо на камни великолепный хвойный лес. Скажу проще: всё в этих местах гармонично и лаконично — настоящая дикая северная красота. Дальше слова заканчиваются, а эмоции переполняют.

Кстати, о дикости. Остров Черемшиха весьма приспособленный с туристической точки зрения. Здесь есть место под стоянку, подготовленное костровище и даже отхожее место! А все заезжие робинзоны вроде нас — туристы-водники, грибники и рыболовы — относятся к местной природе с большим пиететом. Поэтому на Черемшихе не то что куч мусора нет, даже фантика нигде не валяется. А ещё на острове совершенно нет комаров. На вопрос «почему» даже местные жители разводят руками: толи климат неподходящий, толи стоячей воды нет, толи слишком холодно зимой личинкам на голых камнях. В общем, вот такая местная загадка природы, о которой нам вчера поведал хозяин одного из домиков на побережье, когда мы выбирали ночлег. Он сказал, что остановится мы можем в любом заброшенном доме, однако на берегу по ночам комариные полчища достают даже медведей. Поэтому, несмотря на сумерки, мы отчалили в сторону чудо-острова.

Зато воды вокруг острова Черемшиха богаты рыбой: треска, камбала, но самая интересная — зубатка, рыбка с нежнейшим мясом и острейшими зубами. Это такая окунеобразная северная рыба, которая больше похожа на небольшую мурену. По-другому её называют морским волком, из-за крепкой челюсти и огромных зубов в два ряда, которыми она с лёгкостью раскусывает раковины моллюсков. А ещё зубатка на редкость живучая. Даже выловив её из воды и положив на дно лодки, нельзя быть до конца уверенным, что рыба не откусит вам пальцы и не вопьётся в ногу. Поэтому после отлова зубатку нужно оглушить чем-нибудь потяжелее. Я вот для этих целей вооружился топором. Зато потом, можно будет без вреда для здоровья по достоинству оценить её вкусовые качества и даже почувствовать себя гурманом. В общем, наловили, накоптили, домой зубастые трофеи забрали.

Пробыли мы на острове Черемшиха несколько дней: вода чистейшая, рыба вкуснейшая, прекрасные шхеры в округе, которые мы избороздили на лодке, полное отсутствие людей и комаров, мох под палаткой что пуховая перина, вечерняя зорька над далёким берегом, костерок догорает… Сейчас рассказываю и кажется, что в раю побывал.

Возвращались тем же ходом, до берега на лодке, но только уже днём. Машину забрали у хозяина единственного жилого дома. Он был совершено не против присмотреть за ней, за небольшое вознаграждение. На обратном пути заглянули ненадолго и в само поморское село Кереть, уж очень история у него примечательная. Честно скажу, впечатление осталось двоякое: грандиозная многовековая история погрузилась в репей и чертополох по самый пояс. Огромное село Кереть сейчас состоит из нескольких полуразрушенных домов, маленькой часовни и мраморных плит на кладбище. Почему-то вспомнились пирамиды и сразу все, канувшие в Лету цивилизации.

Село Кереть — одно из старейших поселений на карельских берегах. Первые русские поморы стали здесь обживаться ещё в XII веке, потеснив лопарей-саамов дальше на север. Хотя название «кереть» происходит именно от саамского слова «керет». Это такие санки в виде лодки, очень маневренные на глубоком снегу. Поморы стали здесь рыбу ловить, соль варить и жемчуг собирать. А ещё добывали здесь тончайшую и очень прозрачную слюду для окон, поэтому, чтобы местные жители не очень богатели, все эти земли были срочно приписаны к Соловецкому монастырю. Из монастыря срочным порядком прибыли монахи и для закрепления власти поставили в Керети небольшое укрепление. Сначала укрепление сожгли финны, затем шведы, затем снова финны. Но село Кереть было настолько прибыльным, что его каждый раз восстанавливали. Говорят, что после последнего набега, вся волость была освобождена от налогов на два года. За что благодарные жители подарили дочке Петра I Елизавете огромное ожерелье из местного чёрного жемчуга. А она им жаловала несказанную привилегию — возможность не ломать шапку перед чиновниками.

Вокруг села Кереть и на некоторых островах можно увидеть деревянные поклонные кресты. Все они установлены во имя Святого Варлаама, который жил в Керети в XVI веке и славился своим заступничеством за попавших в беду поморов, особенно рыбаков и мореходов. По сей день ему молятся перед выходом в море, а в случае чудесного спасения напротив этого места, на берегу, собственноручно ставят крест. А в самом селе среди высокой травы стоит часовня его имени, под которой находятся мощи святого Варлаама. «…на море от зельного обуревания и от потопления морского невредимы сохрани», как-то так в молитве говорится.

В годы царствования Екатерины Великой крестьян села Кереть перевели из статуса церковного в статус государственных экономических крестьян. Поэтому вместо натурального оброка они стали платить денежный налог, зато работать начали сами на себя. Не зарабатывал здесь только ленивый или глупый. Средний рыбак только за лето мог иметь доход до 200 рублей — колоссальные деньжищи по тем временам. Село росло стремительно и также стремительно богатело. Дома здесь стояли в основном двухэтажные, с винными амбарами и соляными погребами. Все улицы были вымощены тёсом. Даже огороды местные крестьяне не содержали и одежду не шили, потому что могли себе позволить всё купить у соседей или приезжих торговцев. Ведь через Кереть проходил торговый путь в Швецию. Зато содержали коров, овец, поросят и лошадей, причём в каждом дворе. Во второй половине XIX века купцы Савины построили здесь лесопильный завод, отчего сделались самым богатым семейством на всём побережье. Правду сказать, людьми они были щедрыми: не только сами зарабатывали, самый распоследний рабочий на заводе имел в месяц четыре рубля золотом. А ещё семья Савиных славилась своей благотворительностью: раздавали щедрую милостыню, церковь построили, библиотеку и даже клуб с бильярдной был когда-то в селе Кереть. Сейчас даже представить сложно. Зато можно найти пару могил этого рода на местном кладбище. Мраморные постаменты сразу покажут, насколько богатой была семья.

А затем, как водится, даже в эти отдалённые края пришла красная революция, которая не могла просто так обойти стороной не в меру зажиточное село. К этому моменту в селе Кереть было около 300 дворов. На коллективизацию местные рыбаки ответили саботажем, власть на саботаж рыбаков ответила принудительными мерами и репрессиями. В результате на свет появился колхоз «Красный рыбак». Церковь была закрыта, зато открыты школа, участковая больница, пекарня, магазин и изба-читальня. Благодаря рыбному промыслу даже в советские годы село Кереть считалось богатым. В середине ХХ века здесь случился большой пожар. Многие дома сгорели, на восстановление денег государство не выделяло, поэтому постепенно село начали покидать. Последние официальные жители уехали в 60-е годы. Село Кереть было ликвидировано как поселение. Наступил новый век, и природа, которую почти 900 лет использовал человек, берёт своё обратно.

От Петербурга до Керети чуть больше 1000 километров, т. е. примерно 12 часов пути по трассе Е105-Кола. Проехав поворот на село Лоухи, но не доезжая Нижнего Котозера, нужно повернуть направо, к Чупе, Плотине, а затем Керети. Координаты села Кереть: 66°16'40.3"N 33°33’47.2"E (66.277861, 33.563111).