Первая советская гидроэлектростанция

Ленинградская область Индустриальный туризм, Достопримечательности

Первая советская гидроэлектростанция

Памятник советской инженерной мысли эпохи конструктивизма в Ленинградской области, который более 90 лет снабжает Петербург электричеством.

Примерно в 130 километрах от Петербурга, на реке Волхов стоит первая советская гидроэлектростанция, которая стала первой крупной постреволюционной стройкой. Официальный торжественный пуск Волховской гидроэлектростанции состоялся 19 декабря 1926 года. Мощность нового объекта в несколько раз превышала мощности всех гидроэлектростанций дореволюционной России. До начала Второй мировой войны Волховская ГЭС оставалась крупнейшей в Европе. Станция снабжала электричеством блокадный Ленинград, для чего по дну Ладожского озера был специально проложен кабель. Даже сегодня гидростанция в Волхове поражает своими размерами и архитектурной эстетикой, поэтому прогулка по берегу древнего Волхова обязательно запомнится.

Адрес Волховской гидроэлектростанции: г. Волхов, ул. Графтио, д. 1.

Координаты GPS: 59.9125933511305, 32.3403045414307

На набережной нет специально оборудованных смотровых площадок, однако это не мешает полюбоваться на водосброс с плотины высотой 3-4 метра. Сама станция является стратегическим объектом. Попасть внутрь можно, только заказав заранее экскурсию.

История строительства Волховской гидростанции

История Волховской ГЭС началась за несколько лет до революции, когда петербургский инженер-железнодорожник Генрих Осипович Графтио в поисках дешёвой электроэнергии для Петрограда заинтересовался возможностью использования гидроэнергии областных рек. Он разработал детальный проект Волховской ГЭС ещё в 1910-1914 годах, однако у царского правительства ни денег, ни желания на стройку не нашлось.

Почти сразу после революции возможностями электрификации Петрограда заинтересовался лично Владимир Ильич. Проект гидроэлектростанции на Волхове был представлен ему в 1918 году и был утвержден «в работу» почти сразу, оставалось только решить многочисленные проблемы финансирования, которое было очень затруднено из-за разрухи и Гражданской войны. 16 сентября 1921 года Волховстрой получает статус внеочередного строительства ввиду исключительной государственной важности: «Осуществление Волховской силовой установки признано не терпящим никаких дальнейших уклонений от срочного доведения до конца, сроком окончания работ признан конец 1924 года, даны категорические указания Наркомфину и Наркомпроду о бесперебойном и полном, в пределах производственной программы, снабжении строительства».

«Волховстрой, даёшь ток!». Весть о первом грандиозном строительстве в новой республике разлетелась по стране с огромной скоростью и со всех её уголков в Волхов потянулись разнорабочие: ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтёры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов. Численность рабочих в некоторые отрезки времени составляла больше 14 тысяч человек. «Число рабочих с 4 500 ч., бывших во второй половине 1921 г., возросло к маю 1922 г., до 8 000 ч., в июне до 10 000 ч. и в сентябре до 14 300 человек». Проблема заключалась лишь в том, что опыта работы на такого рода проектах ни у кого не было. Поэтому всю работу, начиная с изысканий и кончая наладкой смонтированного оборудования, приходилось выполнять почти наощупь, силами специалистов непосредственно на стройке. Все инженерные умы были брошены на решение задач непрерывного перепроектирования, в то время, как простые рабочие постоянно изобретали новые, совершенно невероятные устройства и оборудование, которое было необходимо для решения той или иной монтажной задачи.

Однако за конечным решением всех технических и производственных вопросов всегда стоял Генрих Графтио. В этом отношении неиссякаемая энергия, ясный ум и огромная работоспособность Генриха Осиповича сыграли чрезвычайно важную роль. Чтобы иметь возможность постоянно размышлять над новыми наработками своих подчинённых, Графтио развешивал их по стенам своего кабинета. Когда принималось то или иное решения, соответствующие бумаги со стены исчезали, но их место подолгу не пустовало. Кабинет он покидал лишь за тем, чтобы в очередной раз съездить в Москву, в Наркомфин, из которого, несмотря на все указания верховной власти, вместо зарплаты иногда присылали пламенный привет работникам Волховстроя. Графтио исключительно самолично ездил на заводы для согласования условий поставки оборудования. Заказ всех турбин и первых генераторов был передан шведским заводам АSЕА, поскольку наши заводы ещё не были налажены. Оставшиеся четыре гидрогенератора были изготовлены уже Ленинградским заводом «Электросила» им. С. М. Кирова.

Весной 1922 года начались работы по сборке железобетонных кессонов под основанием здания. «Зимою же 1922—23 годов было приступлено к работам по примыканию плотины к левому берегу и по сооружению ледозащитной стенки, ограждающей аванкамеру от нанесения льда и плавающих предметов из реки».

Летом 1923 года вокруг здания будущей Волховской ГЭС стали возводить перемычку, однако из-за перебоев в денежном снабжении и вынужденной приостановки части работ, «к осеннему зажору не была закончена начатая летом перемычка, с речной стороны здания силовой станции», и весь котлован силовой станции со всеми прилегающими работами и сооружениями был в декабре 1923 г. затоплен.

Осенью того же 1923 года всё же удалось поставить на реке 10 кессонов, чтобы начать возведение самой станции. Весной 1924 из затопленного котлована было откачено и вычерпано 170 кубов воды с грязью и начались основные работы по бетонированию, правда, с опозданием от графика на три месяца.

В Европе в это время заканчивало работу специальное представительство по закупкам, состоящее из семи человек. На них лежала «вся громадная работа по наблюдению за изготовлением, испытаниям и приёмкам многочисленного и сложного электромеханического оборудования, по погрузкам и отправкам сего оборудования, по всем сношениям с фирмами и заграничными специалистами, а также по ведению технической и бухгалтерской отчетности. Означенная небольшая, но превосходная деловая заграничная организация Волховстроя доблестно всё время справлявшаяся со своей громадной задачей, пропустившая через себя всё электромеханическое оборудование, заказанное в Швеции на сумму свыше 11 500 000 шведских крон, при безукоризненном ведении отчётности не только на означенное оборудование, но и на оборудование, заказанное Волховстроем в Англии на сумму около 134 000 английских фунтов»

На стройке все спешили и нервничали, ведь на станцию должно было прибыть первое оборудование, для которого требовались готовые опалубки. Учитывать приходилось и суровый характер самой реки. Графтио впоследствии писал: «Громадное напряжение работ 1924 и 1925 годов, необходимо было последовательно и жёстко увязать с периодами зимних зажоров, и весенних ледоходов, и подъёмов воды 1924—25 г. и 1925—26 г., дабы не потерять каждый раз по целому году». Для целей непрерывного бетонирования рядом с будущей ГЭС на Волхове в 1924 году был возведён специальный бетонный завод. «Необходимость производства бетонных работ в зимнее время потребовала оборудования бетонного завода паровым отоплением и специальными устройствами для предварительного прогрева горячим паром щебня, песка и воды. Пар подавался из котельной по соседству расположенной компрессорной станции. Кроме сего, самая кладка бетона на шлюзе, силовой станции и плотине велась в целой системе тепляков как в зиму 1924—25 г., так и в зиму 1925—26 г.».

В середине лета 1925 года по Волхову уже плыли первые баржи с рабочими колёсами турбин. Монтаж турбин и части шведских генераторов изначально пришлось вести в исключительно тяжёлых условиях, при неоконченных строительных работах по машинному залу и зимою 1925—26 г. в суровых температурных условиях, «так как вполне закрыться от наружной температуры не было возможности. Однако, исключительное рвение и преданность делу как шведских монтёров, так и персонала Волховстроя, преодолели все трудности». Монтаж семи больших турбин и одной малой был закончен в июне 1926 г., монтаж 4 шведских генераторов — к декабрю 1926 г.

Объём только общестроительных работ, выполненных для сооружения Волховской гидроэлектростанции под руководством Генриха Осиповича Графтио, составил: 730 000 куб. м. земляных и скальных работ, бетона и железобетона было залито 234 000 куб. м. Также было смонтировано 8 000 тонн металлоконструкций и оборудования. На выполнение основных работ было затрачено 14 миллионов рабочих часов. Несмотря на сложность обстановки в стране, частые перебои в финансировании и снабжении, трудности обеспечения строительства необходимым оборудованием, отсутствие опытных кадров проектировщиков и строителей, всё же строительство развивалось успешно, и летом 1926 года был введён в эксплуатацию шлюз для непрерывного судоходства по Волхову, а осенью — и сама гидростанция.

22.05.2018 Курская область
Достопримечательности
17.05.2018 Сортавала
Достопримечательности
15.05.2018 Борисоглебск
10.05.2018 Вся Россия
Круизы

Из Старой Ладоги в Великий Новгород на теплоходе

Старинные крепости, деревеньки вдоль зелёных берегов и тяжёлые маслянистые воды древней реки, прорезаемые кормой, станут главными достопримечательностями нового речного круиза.

12.03.2018 Ленинградская область

Дорогами викингов

Пребывание древних скандинавов на территории Северо-Запада России, безусловно, повлияло не только на географические названия, но и на культуру местных народностей, которая стала частью русской культуры.

28.12.2017 Ленинградская область

Маяки Ленинградской области ждут туристов

Самые известные маяки Ленобласти, на которые нет доступа для самостоятельных туристов, теперь можно будет увидеть в составе туристических групп.

24.04.2017 Санкт-Петербург, Ленинградская область

Здесь был Ленин

Большой межмузейный фестиваль, связанный с жизнью Владимира Ильича Ленина, стартовал в Петербурге в день его рождения и продлится до 10 мая.