Почему в Сибири непременно нужно найти эстонцев, чулымцев и селькупов?

Томская область Этнотуризм, Загородные экскурсии

Неутомительная вводная лекция в историю этнических сёл Томской области и их знаменитые национальные фестивали.

Согласно последней переписи населения, на территории страны проживают эльфы, фараоны, мамоны и даже папуасы хули. Эка невидаль! Гораздо интереснее то, что в Сибири с давних пор живут эстонцы, чулымцы и селькупы. Осталось их совсем мало — сотни человек, а где-то и вовсе десятки. Но это совершенно не мешает им соблюдать национальные традиции и устраивать такие грандиозные этнофестивали, что гостей съезжается по нескольку тысяч. Уж если и ехать куда за погружением в другую культуру, так в сёла Берёзовка, Первомайское и Парабель Томской области. Да, это в Сибири. Да, далековато. Даже по масштабным сибирским меркам, от областного центра — Томска — сёла эти находятся за сотни километров. Но Ермак-то добирался, Москвитин опять же, Поярков и Дежнёв тоже. Даже сами эстонцы из Эстонии просто пешком сюда пришли, без современного железнодорожного и авиасообщения или вполне сносных автодорог! Вот и вам непременно стоит отыскать далёкие селения, чтобы с головой окунуться в эмоциональные этнические праздники. Кстати, ждут там каждого, будь вы хоть хоббит по паспорту, хоть пацак по убеждениям.

Сибирские эстонцы: история села Безёровка

Начиналась-то история деревни Берёзовка Томской области печально. В Ямбургском уезде, что под Петербургом, некто барон Штернберг так сильно прогневал невозмутимых эстонских и финских крестьян, что те подняли восстание. Восставшие были сосланы вместе с семьями, конечно, в Сибирь. Было это в 1803 году, а в 1804 переселенцы уже ставили первые хутора на далёкой таёжной реке Чулым. Добрались сюда только эстонцы, потому и деревеньку новую назвали родным словом Касакюла. То есть Берёзовая. В конце того же века знаменитый реформатор Столыпин предложил всем добровольцам начать масштабное освоение непаханых сибирских земель, и трудолюбивые эстонцы потянулись на восток искать новую родину. К 1914 году сюда переселились почти десять тысяч человек. Касакюла разрослась и превратилась в деревню Берёзовка с церковью и начальной школой. Эстонцы в Сибири быстро освоились: хозяйства росли, пашни колосились, огороды зеленели. Казалось, что даже революция как-то очень спокойно вошла в неторопливую эстонскую жизнь. Пока в 30-е годы не началась программа раскулачивания всех, кто слишком хорошо жил. В тихих сёлах чекисты находили целые группы предателей и вредителей, которых безжалостно расстреливали. Затем Берёзовку начали русифицировать и коллективизировать. Репрессии закончились лишь накануне войны, когда Эстония стала официальной союзной республикой. После смерти Сталина эстонцы из Сибири стали перебираться обратно на балтийское побережье. Остались те немногие, кто успел врасти корнями в студёную землю на изгибе красивой реки Чулым. Поэтому в деревне Берёзовка Томской области по-прежнему можно увидеть яркие домики с непривычно узкими оконцами, во дворах которых бабушки жарят внукам кровяную колбасу и вяжут рукавицы и носки с национальными узорами.

Фестиваль Янов день

Раз в году, в конце июня, над сибирскими просторами раздаются карело-финские и балтийские мотивы. То Янов день в Берёзовке отмечают. Есть такая старинная эстонская традиция — в ночь на 23 июня чествовать бога плодородия Яниса. Праздник чем-то напоминает славянский день Ивана Купала: жаркие костры, венки на воде и поиск таинственного цветка папоротника. Но есть у эстонского праздника и другая легенда про Яна и Сельму, которых разделяло Балтийское море. Жили они на разных островах. После работы по ночам Ян плавал к любимой, поэтому знал акваторию только по тёмным силуэтам. В день летнего солнцестояния он вновь поплыл к Сельме, светать начало рано, Ян не успел достигнуть цели и заблудился. Тогда он сошёл на ближайший остров и зажёг высокий костёр. Сельма догадалась сделать то же самое, Ян увидел костёр на её острове, доплыл туда, и они больше не расставались. Поэтому в самую короткую ночь в году эстонские костры полыхают особенно высоко, а девушки обязательно гадают на любовь. А ещё в Янов день в традиционных эстонских домах можно увидеть молоденькую берёзку, которую ставят, словно новогоднюю ёлку и украшают разноцветными ленточками. Кстати, для празднования Янова дня в Берёзовке прямо на краю села построили Янов хутор. Это такое этническое подворье с деревянным фермерским домом-ригой и мельницей, которое признано одним из лучших этнопарков во всей стране. В обычные дни здесь просто водят экскурсии, а в Янов день разворачивается праздничное действо. Пир горой, танцы до упаду и такой высокий костёр, что каждый раз приходится вызывать на дежурство подразделение пожарных. Взволнованные девушки отпускают венки со свечкой в озеро, а напоследок в воду катятся подожжённые тележные колеса, чтоб урожай удался. Да, невозмутимые эстонцы умеют зажигать!

Как добраться в село Берёзовка

Добраться в Берёзовку из Томска можно на машине по Иркутскому и Асиновскому трактам. Расстояние большое, как и говорили, около 170 километров, то есть около четырёх часов езды.

Попасть из Томска в Берёзовку можно и на автобусе № 632. Он отправляется ежедневно в 11:05, 16:15 и в 19:40 с томского автовокзала (пр. Кирова, 68).

Сибирские чулымцы: история села Первомайское

Как начиналась история села Первомайское Томской области ещё предстоит выяснить учёным. Ведь сегодня сведений о его основании нет никаких. Если копнуть Википедию, то вся история умещается в двух фразах. Тем не менее, Первомайское считается одним из самых древних на территории региона. Обрывочная информация всё-таки существует. По данным госархива соседней Новосибирской области, появилось это селение на сибирской земле в 1600 году. Хотя поговаривают, что эта дата взята с потолка. Тем не менее, в далёкую пору по берегам реки Чулым проживали чулымские тюрки, они же татары, они же хакасы, которых пришедшие позже казаки величали просто чулымцами. Письменности у них не было, летописей они не вели. Когда русские начали заселять сибирские земли, по берегам реки Чулым или «большого ручья» стояли юрты. Так называли и сами жилые строения, и всё поселение. Сложно сказать, было ли у него этническое название, но в исторических документах поселение носит имя местного князька Пышки и зовётся Пышкины юрты. Может князёк этот оказался весьма миролюбивым, может казаков было слишком много, только местный люд сразу присягнул на верность России и Царю-батюшке в далёком столичном Петербурге. Русские начали активно обживать местность, церквушку срубили в честь Живоначальной Троицы. Потому и деревню начали называть Пышкино-Троица. Было это в 1726 году, а потом более чем на 200 лет исторические сведения о колонизации этих земель практически пропадают. Вот церковь несколько раз перестроили, вот одноклассное училище открыли, вот создана первая комсомольская ячейка, вот дотянули до села телефонную линию и установили радиоточку. В 1929 году те самые юные комсомольцы сломали дверь церкви, выбросили иконы и сняли колокола. Да вот ещё в 1969 году переименовали село в честь 1 мая. Тихая такая история, тихо растворились на её страницах коренные жители чулымцы, но может оно и к лучшему.

Пышкинский фестиваль

Как ни печально, коренной сибирский народ чулымцы относится к вымирающим. В Томской области осталось чуть менее 500 человек. Письменностью они так и не обзавелись, родной язык почти утратили, старинные обряды постепенно растеряли. Даже фамилий у них не было, русские люди придумывать начали. Православие они в XVIII веке приняли с неохотой, даже деды сегодняшних томских чулымцев ещё использовали шаманские обряды. Долгое время их считали хакасами, но в 2001 году чулымцы были признаны самостоятельным этносом. А в древнем чулымском селе Пышкино-Троица, что сегодня зовётся Первомайским, в 2000 году начали проводить Пышкинский фестиваль. Сразу скажем — не судите строго. Сложно создавать этническое действо, если традиции утрачены. Но жители села Первомайское Томской области очень гордятся тем, что их село имеет четырёхсотлетнюю историю. Поэтому главным персонажем Пышкинского фестиваля был выбран легендарный князёк Пышка. Он является единственной более-менее подтверждённой исторической личностью, которую связывают с заселением Причулымья. Но, раз никто не знает, что на чулымском языке означает слово Пышка, народный фестиваль в Первомайском славится пышкопёками. Приезжают они сюда, чтобы продемонстрировать своё пекарское искусство и накормить всех гостей вкуснейшими пышками. Вокруг раздаются русские частушки, кузнецы обучают желающих секретам ковки, мастера плетут кукол и сибирские талисманы. А среди шумной толпы бродит одинокий князь Пышка, узнать которого можно по необычной одежде, отороченной мехами. Вот такой необычный этнический фьюжн можно увидеть ежегодно в середине июня в селе Первомайском Томской области.

Как добраться в село Первомайское

На автомашине из Томска в Первомайское следует ехать по трассе Р400, что идёт через город Асино. Расстояние составляет 124 километра, то есть примерно 1 час 45 минут езды.

Несколько раз в день с томского автовокзала в село Первомайское уходят автобусы.

Сибирские селькупы: история села Парабель

Село Парабель Томской области — ещё одно место в Сибири, где можно встретить представителей малочисленного и загадочного этноса. Селькупы или «лесные люди» перебрались в Западную Сибирь с севера, с нижнего течения великой Оки. Парабель в переводе с языка селькупов означает сразу несколько понятий «большой, хороший, много». Переселенцы назвали так местную реку, что в Обь впадает. Река и тайга, тайга и река — вот главные кормилицы селькупов. Знатные рыболовы, удачливые охотники и ещё просто добрые тихие люди, которые помогали осваиваться на сибирских просторах первым русским. По архивным данным, они основали поселение в 1600 году. В деревне Парабель постепенно прирастало количество православных, но народности сосуществовали мирно. Селькупы чтили своих духов и шаманов, русские поставили церковь. Многие селькупы со временем приняли христианство, но традициям остались верны, и по сей день передают их сквозь поколения: бережное отношение к природе, бережное отношение к близким, бережное отношение к ресурсам, в том числе к деньгам. А также некоторую скрытность, потому имена своих духов-предков только между собой обсуждают. Говорят — тайга скрытности научила и жадность неразумных людей. Деревня Парабель разрасталась и в начале ХХ века стала центром Парабельской волости. Имелись здесь магазин, школа, аптека, полицейский участок, частная мельница на дамбе, салон фотографии, ветеринарный пункт, ярмарка для торговли пушниной, а также телефон и телеграф. Сведений о захвате парабельского телефона и телеграфа во время распространения революционного движения по Сибири нигде нет. Но без раскулачивания, конечно, не обошлось. А затем Парабельский район надолго стал одним их тех печальных мест, куда сотнями ссылали политпереселенцев. Загадочные селькупы постепенно ассимилировали и становились рядовыми советскими людьми, а родовые обычаи стали использовать лишь на закрытых мероприятиях.

Фестиваль Этюды Севера

В момент, когда шаман ударяет в бубен, кажется, что воздух вокруг начинает вибрировать. Этот звук не похож ни на какой другой, и есть в нём что-то гипнотическо-магическое. Только настоящий шаман может бубен оживить. Сами селькупы говорят, что настоящих шаманов уже не осталось, но древние традиции сохранились. Чтобы услышать селькупский бубен, нужно посетить фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Этюды Севера». Начнем с того, что это просто красиво. Рядом с селом Парабель лежит в заливных лугах вытянутое в длину Оськино озеро. Чистое, прозрачное, сверху солнышком прогретое, снизу ключами остуженное. На его берегу, в специально построенном стойбище, с 2003 года проводят «Этюды Севера». Из Бурятии, Тывы, Алтая и Хакасии съезжаются к Оськину озеру ханты, манси, эвенки и, конечно, селькупы. Только здесь можно увидеть их удивительные таинственные шаманские обряды — очищение семью кострами, очищение водой и пробуждение бубна. Перед началом празднества старейшина омывает руки, обходит жаркие костры, повязывает ленточку на берёзу и лишь затем берёт в чистые руки священный бубен. Вторят бубну варган, кагабылька, чинг, панан-юх и деревянные полешки. Слышали про такое? А точнее, вы когда-нибудь слышали, как звучат эти музыкальные инструменты? Варган звучит, словно дикий ветер над равниной завывает. Звуки кагабыльки волны по озеру гонят. Деревянные полешки цокают, что олень по ледяной степи. А панан-юх нужно лично услышать, говорят, что сила шаманская, если скрыта она в человеке, на его звуки обязательно отзовётся. Так что приезжайте на августовский фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Этюды Севера». Разбудите в себе древнего шамана!

Как добраться в село Парабель

Между Томском и селом Парабель 399 километров пути на машине по трассе Р398. Расчётное время — пять часов.

Рейсовый автобус в Парабель от томского автовокзала идёт ещё дольше, зато ежедневно. Отправление из Томска в 8:10 и 14:50. Отправление из Парабели в 9:00 и 14:00.