Древнее поселение на пути крымских магистралей

17.11.2018 Крым Музеи, Этнотуризм

Если власти решат «передвинуть» железнодорожные пути, у туристов появится ещё одна точка притяжения на полуострове.

Эмпорий — это тип торгового поселения на областных перифериях, некий складской импортно-экспортный центр на торговом пути, который возник на части европейских территорий ещё до нашей эры и существовал вплоть до IX века. В чём-то такие поселения можно назвать протогородами. Если границы страны разрастались до окраинных областей, на месте эмпориев возникали настоящие города, в противном случае, жители их покидали, а строения со временем разрушались. Именно такое поселение было найдено в августе в ходе археологических работ, что ведутся уже несколько лет для нужд строительства новых крымских магистралей. За это время было найдено около 100 памятников разной степени сохранности и значения.

Древний эмпорий, который получил название Манитра, специалисты отнесли к Боспорскому царству, образовавшемуся на полуострове в 480 году до н. э. Античное поселение было обнаружено во время раскопок при строительстве железнодорожного подхода к Крымскому мосту возле села Октябрьское. Находка была изучена и признана уникальной исторической ценностью, поэтому археологи высказали желание музеефицировать объект. Во-первых, торговое поселение было датировано V веком до н. э., что делает его одним из самых ранних строений такого типа. Во-вторых, впечатляет его площадь — пять тысяч кв. м., куда входили не только жилые и торговые постройки, но также подобие крепостной стены с дозорной башней, большое количество хозяйственных строений и некрополь. Судя по размаху строительства, эмпорий Манитра мог принадлежать очень богатому и влиятельному человеку, возможно даже царской особе. По предварительным оценкам, поселение просуществовало на этом месте около двух веков. В ходе раскопок было найдено множество посуды и артефактов боспорской работы.

Местные власти уже поддержали идею о сохранении старинного поселения и включении его в новый античный туристический маршрут, который сейчас разрабатывается сразу в трёх регионах. Однако консервация нового объекта ведёт к изменениям в проекте железнодорожного пути, который должен был пройти именно в этом месте, поэтому вопрос будет решаться на федеральном уровне.